Под наследием понимается все то, во что П.Г. Кузнецов воплотился. Предметом изложения является личная оценка состояния и развития наследия П.Г. Кузнецова. Считается очевидным, что могут существовать разнообразные оценки. "У каждого — свой Побиск Георгиевич", — сказала одна из участниц Ильенковских чтений. Каждое мнение является ценным.
Я был близок к П.Г. Кузнецову в течение 37 лет, детально знаком с его жизненным путем, с его деятельностью и его идеями. Но никогда не являлся ни его последователем или сторонником, ни его воспитанником или учеником. Из более чем 200 моих публикаций, среди которых есть статьи и одна книга о П.Г. Кузнецове, нет ни одной по тематике П.Г. Кузнецова. Области наших интересов и деятельности, формы мышления и поведения были существенно различными. Однако мы образовали своеобразную интеллектуальную целостность, весьма эффективную, оказали значительное влияние друг на друга. Выражаясь классическим языком, мы были "нераздельны и неслиянны".
|
|
Трудность оценки состояния и развития наследия П.Г. Кузнецова заключена в многогранности его интересов, их быстрой эволюции, вызванных широтой личности, огромной интуицией, феноменальной памятью, точным знанием источников в разнообразных областях, в уникальной способности их сопоставления и оценки. Поэтому решающим значением для оценки является определение основного содержания наследия.
Принимается, что П.Г. Кузнецовым, продолжателем дела русского космизма, впервые в истории этой традиции и в истории человеческой мысли вообще понята необходимость, предложена идея и создан детально разработанный образ конструктивного мировоззрения. Выяснены некоторые черты общества, принявшего такое мировоззрение. Именно на этом построены его широко известное представление о контроле общественного развития с помощью "физически измеряемых величин", его призыв создать поколение "инженеров истории". Так понимаемое основное содержание наследия П.Г. Кузнецова должно быть квалифицировано как физическая редукция мировоззрения русского космизма, позволившая придать определенность решению известных этических проблем, а также социально-практическую направленность.
Представляется очевидным, что П.Г. Кузнецову удалось найти способ соединения повседневности современности с фундаментальностью мировоззрения. Разумеется, им сделан только первый шаг, но уже сейчас видно, что разумной альтернативы нет. Как бы ни был труден путь, намеченный им, его придется пройти. Следует отдавать себе отчет, что П.Г. Кузнецовым совершен прорыв такого масштаба и значения, за который еще недавно мыслителей сжигали. Намечено решение двухтысячелетней проблемы христианизации, которая толкуется им как "превращение Космоса в сад Эдема". Говоря языком диалектики, возникла новая "клеточка", предопределяющая целое направление в развитии социальных форм, точка поворота в истории человечества.
Необходимо особенно подчеркнуть, что колоссальную ценность имеет сама идея конструктивного мировоззрения, независимо от того, какую теоретическую и прикладную форму П.Г. Кузнецов придал этой идее.