(1821 – 1894) – немецкий физик, физиолог и психолог. Своими работами по физиологии органов чувств и нервной системы сыграл значительную роль в превращении психологии в самостоятельную науку. Впервые в истории естествознания измерил скорость проведения возбуждения по нервным волокнам. В психологии восприятия придерживался концепции «бессознательных умозаключений»: по Г., восприятие актуального события зависит от приобретенного индивидом опыта, в котором хранятся «привычные способы» восприя-
тия, актуализирующиеся бессознательно для индивида и помогающие нам сохранить постоянство видимого мира. При этом большую роль играют в восприятии мышечные ощущения и движения. Подобным механизмом Г. объяснял, в частности, восприятие пространства. Разрабатывал также «трехкомпонентную» теорию цветового зрения Т! Юнга, «резонансную» теорию слуха, изобрел офтальмоскоп для исследования глазного дна. Сотрудниками и учениками Г. одно время были В. Вундт и И. М. Сеченов.
ГЕМЕРАЛОПИЯ (от греч. Ште-га – день, alads – слепой, tips – глаз) – уменьшение способности видеть при слабом освещении (естественном – сумеречном или ночном и искусственном). Различают несколько видов Г.: алиментарную, обычно связанную с недостатком в организме витамина А или плохим его усвоением; симптоматическую, наблюдаемую при различных заболеваниях зрительно-нервного аппарата; эссенциальную – наследственного характера.
|
|
ГЕМИАНОПСИЯ (от греч. Шт – полу, an – без, ops – глаз) – отсутствие восприятия каждым глазом предметов, расположенных в одной из половин поля зрения. Г. возникает при поражениях нервных путей зрительного анализатора в области хиазмы или выше. При поражении внутренних отделов хиазмы зрительного анализатора появляется частичная слепота во внешнем (височном) поле зрения. Поражение нервных путей коркового отдела зрительного анализатора одного полушария мозга приводит к появлению частичной слепоты в противоположных полях зрения.
ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ – раздел генетики, изучающий закономерности наследственной детерминации структурных и функциональных особенностей нервной системы. Г. п. позволяет понять характер наследственной передачи поведенческих особенностей; раскрыть развертывающуюся в онтогенезе цепь процессов, ведущих от генов к признакам; вычленить влияние среды на формирование поведения в пределах потенциальных возможностей, заданных генотипом.
С помощью генетико-селекционного метода свойства нервной системы и осо-
бенности поведения могут быть направленно изменены. Наследование различий по признакам поведения носит, как правило, сложный полигенный характер.
|
|
Экспериментально показано, что видовой стереотип поведения животных имеет весьма жесткую наследственную обусловленность. Малая изменчивость врожденных, инстинктивных актов особенно характерна для животных, стоящих на более низких ступенях эволюционной лестницы, – насекомых, рыб, птиц, однако даже у насекомых поведение может быть модифицировано за счет выработки временных связей. При этом поведение не есть простой результат эволюционных изменений; оно выполняет активную роль в эволюции, т. к. через поведенческие адаптации проявляется действие отбора в популяции животных и обеспечивается регулирование ее структуры и численности. Наследственная информация от родителей к потомкам может передаваться на основе непосредственных контактов, за счет выработки подражательных условных рефлексов и иных способов восприятия и преобразования информации (т. н. сигнальная наследственность).
Особое значение для Г. п. имеет изучение нервной деятельности человека – в норме и патологии. Часто умственная отсталость и психические заболевания имеют наследственную этиологию, связанную с генетическими нарушениями обмена веществ, изменением в числе и структуре хромосом и прочими нарушениями генетического аппарата.
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – гносеологическое учение Ж. Пиаже, охватывающее очень широкий круг проблем, связанных с исследованием психологических механизмов, обусловливающих структуру знания и ее развитие. Согласно взглядам Ж. Пиаже, эти проблемы группируются по двум основным пересекающимся направлениям: онтогенетическое развитие, закономерности которого выявляются с помощью психологического эксперимента, с одной стороны, и общие теории современной логики и математики, с другой. Эпистемология (теория познания) предполагает «уже решенными проблемы логики», поэтому она включает в себя логические схемы так же, как и психологические данные. Г. э. представляет
собой продолжение и дальнейшее развитие биогенетической концепции, т. к. между онтогенезом и филогенезом складываются, по Ж. Пиаже, те же отношения, что и между эмбриологией и сравнительной анатомией. Развитие знаний – как исторически, так и генетически – имеет исходным пунктом состояние относительного эгоцентризма и феноменализма, при котором ведущим является познание очевидного и невозможность осмыслить собственную позицию как познающего субъекта. Развитие знания идет как путем конструирования, обусловленного все большим проникновением в сущность объекта, так и путем размышления, направленного на собственную познавательную активность. Каждая область знания включает в себя элементы общей координации (т. е. определенную логико-математическую структуру), и в то же время любая логико-математическая структура есть потенциальный носитель частного содержания; при этом относительный вес каждого из этих компонентов есть показатель того, в какой мере данная наука определяется в своем содержании «общими координациями» (логика, математика) или специфическими особенностями объектов (физика, биология). Постулируя взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания и выводя отсюда прогресс знания, Ж. Пиаже имплицитно связывает это с постулированием критерия истинности, как если бы общая координация действий субъекта автоматически предполагала точное определение структуры реальности.
Г. э. включает в себя анализ знания как внутри отдельных наук, так и взаимоотношений между ними, общую структуру научного знания в историческом развитии и систему наук на современном этапе. Особая роль при этом отводится психологии, занимающей «ключевую позицию в системе наук» в том смысле, что другие науки хотя и «не зависят от психологии в своих методах и теоретических структурах», но овладение этими структурами «возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии». Примером может служить проведенный Ж. Пиаже генетический анализ формирования таких физических понятий, как «скорость» и «длительность времени», в результате которого он показал, что гене-
|
|
тически эти понятия возникают из отношений пространственного порядка.
ГЕНИАЛЬНОСТЬ (от лат. genius – дух) – высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества. Гением также называют человека, «который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, оказывающую существенное влияние на других людей в течение многих лет» (Р. С. Элберт, 1975). Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей сфере деятельности. Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.
ГЕНОТИП (от греч. genos – происхождение, typos – форма, образец) – совокупность особенностей организма, обусловленных в своем развитии действием генетических, наследственных факторов.
ГЕРБАРТ ИОГАНН (1776 – 1841) – немецкий философ, психолог и педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии. Для превращения психологии в подлинную науку Г. считал необходимым применение математики, пытался использовать ее для объяснения статики и динамики представлений, которые, по Г., являются элементами сознания. Хотя поставленная задача и не удалась Г., предложенная им на основе учета количественных характеристик представлений (их силы, или ясности) модель сознания (идеи которой можно найти еще в работах Г, В. Лейбница) сохранилась в последующих учениях эмпирической психологии (В. Вундт и др.). По Г., сознание имеет три области: ясного сознания, «просто» сознания и бессознательного, между которыми существуют нежёсткие границы, названные Г. порогами (данное понятие затем использовал Г. Т. Фехнер). Термин «вытеснение», примененный Г. для обозначения перехода представления в область бессознательного, широко использовался затем в психоанализе. Г. выделил также условия перехода представлений из бессознательного в сознание: -сила самого представле-
|
|
ния и количество связей данного представления с прошлым опытом (процесс «поддержки» представления со стороны прошлого опыта Г. называет апперцепцией). Г. оказал значительное влияние и на педагогику, критикуя различные теории о врожденных способностях и подчеркивая значение опыта и ассоциаций в процессе обучения и воспитания.
ГЕРОНТОФИЛИЯ – см. Половые извращения.
ГЕТЕРОГЕННОСТЬ ЖИВОГО ДВИЖЕНИЯ – функциональная, структурная и морфологическая неоднородность развитого двигательного акта. Последний содержит когнитивные, программные, оценочные, аффективные и эф-фекторные компоненты. Их системная организация складывается в конкретных условиях двигательного поведения субъекта и реагирует на изменение каждой из его детерминант – двигательной задачи, окружающей ситуации, внутренних ресурсов моторики и функциональных состояний индивида. Это позволяет рассматривать живое движение как функциональный орган психики.