Зинченко петр иванович

(1903 – 1969) – советский психолог. В 30-е гг. входил в Харьковскую школу (см.), где разрабатывал теоретически и экспериментально прежде всего проблему памяти. Наиболее известны исследования 3. по проблеме непроизвольного запоминания. Им была экспериментально доказана зависимость непроизвольного запоминания от характера и структуры деятельности человека (лучше запоминаются объекты, имеющие отношение к цели деятельности, чем объекты, пусть и находящиеся в поле зрения субъекта, но не включенные в деятельность). Исследовал также проблему механизмов забывания и воспроизведения знаний, полученных школьниками в процессе обучения.

ЗНАК (в психологии) – компонент деятельности человека, средство его сознательной ориентировки в объектах внешнего мира, управления собственным поведением и поведением других людей. Впервые возникшее при использовании орудий труда опосредствование человеческой деятельности приводит в дальнейшем к перестройке за счет применения 3. Орудийные и знаковые опосредствования составляют специфическую черту психики человека, возникая как средство социальной связи и воздействия на других. 3. словесный, напр., опредмечивая и объективируя идеальный образ действия, дает возможность человеку преобразовывать поведение, перестраивать план своей деятельности до осуществления реальных преобразований с объектом, иными словами, 3. становится средством овладения собственным поведением, средством саморегуляции (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).

3. выступает в двух планах: в социальном – как продукт истории культуры человеческого рода и в психологическом – как орудие психической деятельности кон-



кретного человека. 3. человеческой культуры являются язык, письмо, цифры, рисунки, схемы и т. д.

Развиваясь и обособляясь в знаковые системы (естественные языки как средство общения, искусственные и условные языки символики и формализации в познании и др.), 3. из средства передачи общественного опыта превращаются в средство изменения и совершенствования этого опыта; связанная с этим эвристическая роль 3. в познавательной деятельности возникает на основе временного отвлечения от реального объекта и может быть корректно осуществлена при условии проверки итогов формальных преобразований содержательной интерпретацией их, сопоставлением с явлениями внешнего мира.

В генетической психологии рассматривается специфика знаково-символических и материальных средств в ходе психического развития ребенка. Ребенок через общение со взрослыми усваивает значение и функцию 3., что приводит к перестройке его психики. Когда ребенок начинает говорить, он овладевает как бы лишь внешней оболочкой языка – ребенку недоступно зрелое понимание его как знаковой системы. Развитие понимания 3. тесно связано с достижениями ребенка во всех видах его деятельности. Овладение значением 3. происходит в игре, в рисовании и др. видах деятельности, где возникает необходимость замещения одного элемента действительности и др. Ребенок в разных видах деятельности через взрослого открывает для себя связь между 3. и значением, поэтому 3. начинает выступать в основной своей функции – функции замещения. Использование предметов-заместителей в игре, каракулей и схем – заместителей в рисовании упражняет и развивает символическую (знаковую) функцию (см.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: