Психостимуляторы – СМ

Психотропные средства.

ПСИХОТЕРАПИЯ – (от греч. psyche – душа и therapeia – забота, уход, лечение). В узком смысле П. – лечение человека (пациента) с помощью психологических средств воздействия. В широком смысле П. включает и оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни. Подобная помощь оказывается в двух основных формах – индивидуальной и групповой. В первом случае она основана на индивидуальном консультировании, хотя иногда возникает необходимость в консультировании группы (напр., семьи). Основой групповой П. являются игры и дискуссии в различных видах и сочетаниях. В настоящее время в


этой области существует многообразие (или множество) теоретико-методических подходов, связанных прежде всего со своеобразием понимания природы человека, человеческих отношений, групповых процессов. Наиболее известные подходы – психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, ней-ролингвистическое программирование и т. д. Применение каждого из них обычно адекватно определенному кругу психотерапевтических задач.

ПСИХОТЕРАПИЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ (от англ, interactive – взаимодействующие друг с другом) – один из методов глубинной психотерапии в измененных состояниях сознания (другие методы – нейролингвистическое программирование, недирективный гипноз М. Эрик-сона, ребёфинг, холотропическая терапия и т. д.). П. и. представляет собой психотерапевтический процесс, состоящий из предварительного обучения, формирования устойчивых навыков и приемов интерактивной рефлексивной работы с внутренней реальностью как в обычных, так и в измененных состояниях сознания (ИСС); цикла погружений в ИСС с активной рефлексивной работой по специальным методикам, подробным анализом и коррекцией использованных интерактивных стратегий после каждого погружения; последующего индивидуального использования навыков интерактивной рефлексивной работы в обычном состоянии сознания в повседневной жизни (А. В. Россохин). П. и. применяется при ИСС: а) индуцированных с помощью психотехнических приемов, напр, интенсивного дыхания; медиативной практики; гипнотического воздействия и т. п., б) непроизвольно возникающих при постепенном засыпании или сразу после выхода из сна для интерактивной работы со сновидениями. Теоретической базой П. и. служит разработанный в ее рамках интерактивный динамический подход к взаимоотношениям сознания и ранее не осознававшихся образований психики, который основывается на допущении, что целостное, сознательное Я и психическая структура бессознательного, вступающие во взаимодействие друг с другом в ИСС, являются одновременно относительно самостоятельными и взаимозависимыми системами, способными влиять



друг на друга и изменяться под этим влиянием. Обе взаимодействующие системы потенциально являются подсистемами нового, более целостного образа Я, который может возникнуть при их интеграции в качественно более сложную систему, несводимую к их простой сумме. Для достижения интеграции, сопровождающейся улучшением психического состояния и личностным ростом, в П. и. используются определенные интерактивные стратегии рефлексивной работы в ИСС, различающиеся дня случаев взаимодействия с негативно и с позитивно заряженными внутренними переживаниями. В первом случае П. и. в измененных состояниях сознания заключаются в поэтапной рефлексивной работе с самими процессами рефлексии, их перестройке в оптимальные, с точки зрения эффективности психотерапии, интерактивные формы рефлексии. Первый этап («встреча») характеризуется рефлексивной работой, направленной на осознанное разрешение воспринять вытесненный ранее негативный опыт и помочь ему проявиться в сознании. Второй этап («принятие») заключается в работе рефлексии по полному и безоговорочному принятию негативного комплекса со всеми его символическими презентациями и в повторном спокойном символическом переживании прошлой психотравмирующей ситуации. Третий этап («раскаяние») состоит в интерактивном переосмыслении негативных состояний как проявлений отвергнутой части собственной психики, пробуждении чувства глубокого раскаяния перед ней и в формировании направленности личности на активное взаимодействие с ней. Четвертый этап («любовь»), в ходе которого происходит интеграция не осознававшегося ранее негативного образования психики с сознанием и порождение более целостного образа Я, заключается в активной внутренней работе по изменению своего отношения к проявившейся в сознании структуре психики и нейтрализации ее отрицательного заряда положительно-эмоциональным воздействием (отношением любви). На пятом этапе («отрешенность») новое целостное состояние сознания сохраняется и закрепляется за счет спокойной, отрешенной рефлексии любых проявлений завершения процесса интеграции, какими 5ы эмоциональными и высокозначимыми они ни были. Для разрешения стоящих пе-


ред личностью проблем и интеграции с сознанием любых образований в психике активной рефлексивной проработке следует подвергать и внутренний опыт, несущий положительный заряд, В этом случае необходимая рефлексивная работа на первом этапе должна заключаться в уменьшении эмоциональной вовлеченности в процесс, в переходе от активной заинтересованности происходящим к спокойному наблюдению за своими ощущениями и образами, мыслями как бы со стороны. На втором этапе необходимо постепенно нарабатывать устойчивое, непривязанное восприятие любых проявлений положительной структуры и соответственно спокойное отношение к ним и к той части психики, которую они представляют. На третьем этапе требуется осознать, что проявляющаяся положительная структура психики является такой же частью сознания, как и любая другая, и полностью равноценна ей. Здесь требуется понимание необходимости постепенного ослабления значимости для личности соответствующей позитивной структуры и формирование потребности отказаться от ожиданий положительных последствий существования этой структуры для достижения ее интеграции с сознанием. На четвертом этапе необходимо компенсировать первичный положительный заряд структуры отрицательным эмоциональным отношением к ней. Пятый этап аналогичен соответствующей рефлексивной работе с негативными образованиями. Для устойчивого эффекта от П. и. необходима не просто интерактивная рефлексивная работа по всем пяти этапам, а формирование и закрепление на основе этой работы нового интерактивного мышления и восприятия внутренней реальности.

ПСИХОТЕХНИКА – направление в психологии, разрабатывавшее вопросы применения знаний о психике человека к решению практических задач, г. о. в плане изучения проблем научной организации труда. Основными задачами П. являлись: профессиональный отбор и профессиональная консультация; рационализация трудовых приемов, техники и условий труда; пути снижения аварийности и травматизма; совершенствование методов производственного обучения.


Термин «П.» впервые встречается в работах немецких психологов В. Штерна (1903)иГ. Мюнстерберга(1910).

В СССР П. начала развиваться с основанием лаборатории промышленной психотехники Центрального института труда (ЦИТ), которую возглавил И. Н. Шпильрейн (1920). К концу 20-х гг. П. получила широкое распространение: Начиная с 30-х гг. исследования в области П. велись по рационализации трудовых приемов (в металлургической, машиностроительной, химической, обувной промышленности), организации производственного обучения, совершенствованию орудий труда, органов управления и др.

После принятия ЦК ВКЩб) постановления «О педологических извращениях в системе наркомпросов», в котором была подвергнута критике практика использования якобы ненаучных тестологических испытаний, широко распространенная и в П., психотехнические учреждения в СССР были ликвидированы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: