(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Могут быть названы следующие позиции, определявшие внешнюю политику СССР в 1933-1938 гг.:
- борьба против фашизма и связанной с ним агрессии
- курс на создание системы коллективной безопасности в Европе
- вступление в Лигу Наций и активная в ней деятельность
- антигерманская позиция, приоритетное развитие отношений с демократическими странами (Франция, Великобритания и др.)
- осуждение политики умиротворения агрессора.
Верно названы 3 или более элементов ответа | |
Верно названы 1 - 2 любых элемента ответа | |
Элементы не названы, или все названы неверно |
2. В ответе могут быть названы следующие действия, факты, свидетельствовавшие о переменах во внешнеполитическом курсе СССР В 1939-1940 п.:
- развитие отношений с Германией (политических, экономических)
- заключение пакта о ненападении с Германией в августе 1939 г.
- подписание договора о дружбе и границе с Германией в сентябре 1939г.
- подписание секретных протоколов к пакту и договору
|
|
-. расширение территорий СССР за счет включения Западной Украины, Западной Белоруссии, Бесарабии, Латвии, Эстонии, Литвы
-выдвижение территориальных претензий к Финляндии и советско-финляндская война 1939 - 1940 гг. и исключение СССР из Лиги Наций в 1939 г.
Причины изменения курса:
- усиление угрозы со стороны фашистской Германии и милитаристской Японии
- неготовность Англии и Франции к созданию реальной антигерманской коалиции с СССР
Верно названы 4 или более элементов ответа | |
Верно названы 1 - 3 любых элемента ответа | |
Элементы не названы, или все названы неверно | |
Максимальный балл |
С 7. Западные историки наиболее высоко оценивают роль во Второй мировой войне и вклад в победу фронтов в Западной Европе и Северной Африке. Какие другие взгляды на роль отдельных фронтов в этой войне вы знаете? Какую точку зрения Вы считаете более убедительной и почему? Аргументируйте свое мнение фактами.
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | |
1. Может быть приведен другой взгляд на проблему, выраженный в положениях: - решающий вклад в победу в войне внес советско-германский фронт - основные события и коренной перелом в войне произошли на советско-германском фронте | |
2. Учащийся может выбрать любую из названных оценок или иную оценку, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например: А. При оценке решающей роли советско-германского фронта - численность войск, количество дивизий на советско-германском фронте было значительно выше, чем на других фронтах - такие операции, как Сталинградская, Курская и другие, были самыми крупными во Второй мировой войне количество военной техники было наибольшим в битвах на советско-германском фронте - число воинов, погибших на советско-германском фронте с обеих сторон – наибольшее (гибель на этом фронте до 8 млн немецких солдат и офицеров; только при освобождении европейских стран погибло около 1 млн советских воинов, больше, чем у союзников во всей войне) - советские войска освободили бoльшую часть оккупированной территории Европы Б. При оценке решающей роли других фронтов - проведение ряда относительно крупных сражений (сражение у Эль-Аламейна и др.) - высадка англо-американских войск в Алжире и Марокко - высадка западных союзников на Сицилии и Апеннинском полуострове, капитуляция Италии - освобождение Франции после открытия второго фронта в Европе | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Названо 2 или более положений, относящихся к альтернативной оценке, приведенной в задании (часть 1 содержания ответа), сделан выбор предпочтительной оценки, приведено 3 и более подтверждающих ее аргументов (часть 2 содержания ответа). | |
Названо 1 положение, относящееся к альтернативной оценке (часть1 содержания ответа), сделан выбор предпочтительной оценки, приведено 3 и более аргументов для ее обоснования (часть 2 содержания ответа). | |
Альтернативная оценка не названа, но приведено 3 и более положений, фактов, свидетельствующих о том, что учащийся по существу придерживается определенной точки зрения. | |
Альтернативные оценки отсутствуют, выбор позиции не заявлен, приводятся отдельные несистематизированные, но верные по существу положения о роли фронтов во Второй мировой войне. | |
Элементы ответа не названы или все названы неверно. |
С.7 По словам Н.А. Бердяева, «В России в начале 20 века был настоящий культурный ренессанс». Какие другие суждения о развитии культуры в России в начале 20 в. Вам известны? Какое из суждений Вы считаете более убедительным? Приведите примеры положения, факты, которые могут служить подтверждающими его аргументами.
|
|
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Могут быть приведены следующие суждения:
В России в начале 20 в. развитие культуры было в целом слабым, недостаточным, поскольку:
-большая часть населения оставалось неграмотной, малокультурной
существовал огромный разрыв между культурными уровнями разных слоев населения, культурной жизнью столиц и провинций
-высшие достижения культуры принадлежали небольшой группе избранных
2. Ученик может выбрать названные или любые иные суждения, но при этом должен привести подтверждающие аргументы, например:
А. Для суждения о «культурном ренессансе»:
-рост уровня образования
-увеличение тиража газет, журналов; рост выпуска литературы (в том числе» дешевых» изданий для народа)
-развитие науки (достижения мирового уровня в естественных науках), расцвет религиозной философии
-новые течения в художественной жизни (модерн в архитектуре, символизм, акмеизм, футуризм в литературе, новые течения в музыке, живописи)
-развитие кинематографа
-«Русские сезоны в Париже»
Б. Для суждения о недостаточном развитии культуры:
1 ужасающая нищета и невежество «низов общества»
-невысокий процент грамотных в стране (30 процентов в 1917 г.)
-закон о всеобщем начальном образовании рассматривался Думой в 1905 г., но так и не был принят
-ограниченный доступ для представителей низших сословий, «инородцев к среднему и высшему образованию
-рост упаднических, декадентских тенденций в искусстве