Итак, со взаимоотношениями с одноклассниками мы более-менее разобрались. А как насчет успеваемости? Легко ли тебе даётся учёба или же ты с большим трудом осваиваешь новый материал? Если ты считаешь, что стать отличником(цей) - для тебя недостижимая мечта, то ошибаешься. Не обязательно иметь феноменальные способности, чтобы получать на уроках хорошие оценки, главное здесь - твои старание и желание учиться.
Конечно, для того чтобы в дневнике чаще появлялись пятёрки, тебе придется приложить и определённые усилия, но это вовсе не значит, что ты должен(а) стать зубрилой и сутки напролёт штудировать учебники. Советы, которые ты прочтёшь в этой главе, помогут тебедобиться успеха в учёбе, затратив на это минимум времени и сил.
1. Какой ты ученик(ца)?
2. Почему ты не любишь учить уроки?
3. Сказка о потерянном времени
4. Правила для тех, кто хочет успевать и не тратить времени даром
5. Учись... правильно учить
6. Распорядок дня школьника
7. Твой письменный стол: каким он должен быть?
|
|
8. Формула успеха
9. Как поладить с учительницей: 5 важных заповедей
1.Какой ты ученик(ца)?
Какой ты ученик - посредственный или одаренный? Какая, из описанных ниже характеристик больше всего тебе подходит.
Одарённый. Невероятно способный и умный ученик. На уроках демонстративно скучает. Если кто-то признается, что чего-то не понял, "одаренный" с недоумением и ужасом устремляет свой взгляд в потолок: "Как можно этого не понять? Это же проще простого". Контрольную всегда делает первым, победоносно шагая с тетрадкой через весь класс.
Действительно ли он или она все знает, неизвестно. Никто никогда не просил его(её) о помощи, потому что никто не хочет стать объектом его(её) насмешек.
Посредственный. Его нельзя назвать ни отличником, ни отстающим: в дневнике чаще мелькают четверки, иногда - тройки. Пятерки и двойки получает редко. Никогда не сядет ни за первую, ни за последнюю парту - предпочитает "золотую середину". Учителям не доставляет ни радости, ни беспокойства, поэтому многие из них даже не помнят его(её) имени.
Инициативу "посредственный" проявлять не любит, но в то же время, ничему не противится. С трудом произносит слова "да" и "нет", предпочитает "наверное", "может быть". Всегда и во всем подстраивается под большинство. Смеется над тем, над чем смеются остальные, и огорчается тем, чем огорчены они.
Смирившийся. Удрученный и покорный. На доску обычно смотрит как на китайские иероглифы и даже не пытается в них разобраться - заранее знает, что все равно ничего не поймет. Вместо того чтобы наконец-то сесть за уроки, горько сетует на судьбу, которая обделила его(её) талантами. Вероятно, если его(её) встряхнуть, ободрить, он (она) воспрянет духом, но никто этого не делает, ведь никто не хочет навязываться.
|
|
Эгоист. Любит показать, как много у него(неё) разных вещей, но никому ни за что их не даст. Если у соседа по парте перестала писать ручка, то даже если у него(неё) четыре запасных - ни за что не одолжит. Отметки чаще всего хорошие или отличные. Но даже если эгоист и знает больше других, то никогда не поможет - списать никогда не даст. Если кто-то стоит у доски и мучается, эгоист радостно поднимает руку: пусть все видят, что он (она) знает тему лучше.
Эгоистов в классе всегда недолюбливают, считают жадинами и врединами.
Теперь, когда ты определил, к какому типу учеников ты относишься, можешь сделать выводы о том, что именно тебе следует изменить в своем отношении к учебе. И не только к учебе. Если ты - типичный "эгоист" или "одаренный", то тебе не мешало бы кое-что изменить и в своем отношении к одноклассникам. Если ты и вправду на лету схватываешь новый материал и учишься лучше всех в классе, это замечательно. Но презрительными отзывами по поводу умственных способностей других ты не добьешься уважения среди одноклассников. Скорее всего, в классе тебя невзлюбят. И, надо сказать, правильно сделают.
Впрочем, есть один способ, который поможет заслужить уважение и авторитет у одноклассников, а также продемонстрировать свои блестящие знания. Способ очень прост: возьми шефство над отстающими. Объясни "смирившемуся" новое правило, над которым он вздыхает уже битый час, ведь для тебя это проще простого! Вот и докажи это всем. Стань более великодушным, не вредничай и не ехидничай по пустякам. И помни: как аукнется, так и откликнется. Вполне возможно, что когда в следующий раз тебя будут обижать, именно "смирившийся" придет тебе на помощь. Да и друзей в классе у тебя станет больше.
Если ты _ "посредственный", знай, что нет ничего скучнее, чем быть как все. Найди способ проявить свою индивидуальность - и ты увидишь, одноклассники станут относиться к тебе с большим уважением и интересом. А чтобы учителя наконец-то запомнили твое имя, прояви интерес к их предметам, не бойся задавать вопросы, и со временем в твоем дневнике появится больше пятерок.
И, наконец, если ты узнал себя в описании "смирившегося", то тебе лучше всего изменить отношение к учебе. Не нужно заранее опускать руки и вздыхать, что все равно новое правило или задача тебе не по зубам. Ты же понял(а), что 2Х2=4, поймешь и все остальное. Просто поверь в свои силы. Немного старания - и у тебя все получится.
2. Почему ты не любишь учить уроки?
Очень может быть, что этот вопрос тебя вообще не касается - ты круглый отличник, и одна мысль о невыученных уроках вызывает у тебя ужас.
Ну а если проблема невыполнимых домашних заданий все-таки имеет к тебе некоторое отношение, подумай, что же мешает тебе стать хорошей ученицей. Итак, ты не учишь уроки:
- потому что тебе кажется это скучным;
- потому что у тебя есть другие увлечения (занятия в кружке, студии, увлечение спортом или рукоделием) и они занимают много времени;
- потому что тебе лень;
- потому что считаешь, что из тебя все равно ничего не выйдет;
- потому что ты отстал в учебе;
- потому что тебе никто не помогает и не проверяет домашнее задание;
- потому что у тебя дома плохие условия.
Подчеркни то, что тебе подходит из списка.
А теперь разберемся, так ли уж уважительны причины, которыми ты объясняешь невыученные уроки и пробелы в знаниях.
Если тебе просто скучно или не хочется делать уроки, то это не оправдание. Только маленькие детишки живут по принципу "хочу - не хочу", но ты-то не в детском саду! Да и получать все время двойки, согласись, тоже приятного мало - гораздо приятнее похвастаться пятеркой в дневнике.
|
|
Если, ты махнул рукой на учебу, потому что считаешь что из тебя ничего не выйдет, то знай - это очень удобная отговорка для бездельников. И потом, с чего ты это взял? Ты ведь ничем не хуже других, и если приложишь чуть-чуть старания, обязательно добьешься успеха.
Если ты отстал в учебе или дома у тебя плохие условия, попроси помощи у учительницы или одноклассников. Наверняка они тебе не откажут. И не тяни с этим, ведь чем раньше ты возьмешься за наверстывание упущенного, тем легче тебе будет это сделать.
А может быть ты не учишь уроки, потому что все равно тебя никто не проверяет и не помогает тебе? В таком случае тебе пора становиться более самостоятельным. Ведь ты уже взрослый и должен понимать, что учишься не для мамы с бабушкой, а для себя - чтобы стать умнее, чтобы тебя уважали учителя и одноклассники.
Если же причина появления двоек в твоем дневнике - нехватка времени для учебы, подумай, как лучше его распределить. Если, скажем, помимо школы, ты посещаешь спортивную секцию и еще какой-нибудь кружок, то, может быть, такая нагрузка все-таки слишком велика для тебя? В таком случае посоветуйся с родителями: наверняка они помогут найти выход. Но, скорее всего, придется выбирать, что тебе больше по душе, чем-то все равно придется пожертвовать, но уж точно не учебой.
3. Сказка о потерянном времени
Вернее, это не сказка, а очень даже правдивая история. И вообще: что уж тут сказочного, когда у тебя и правда нет времени ни погулять, ни сходить на каток, ни почитать книгу? Не говоря уже о том, чтобы пришить себе пуговицу или почистить обувь. А о том, чтобы помочь маме по хозяйству, - и речи быть не может. Она, бедная, только и слышит от тебя: "Я занят(а)! Я еще не приготовил(а) уроки!" Знакомая история?
Ты недоумеваешь, почему некоторые ребята справляются с домашними заданиями легко и быстро, и вот они уже гуляют во дворе, а ты честно просиживаешь за учебниками весь вечер и все равно ничего не успеваешь.
|
|
Действительно, почему? Что ребята, которые все успевают, - невероятно умные и способные? Вовсе не обязательно. Просто они умеют правильно распределять время и не теряют его даром. Давай подумаем, на что же уходят драгоценные минуты?
Например, не знакома ли тебе ситуация:
Придя из школы, Катя садится делать домашнее задание. Открывает учебник... и тут же закрывает его: "Ерундовое задание - его можно сделать за пять минут. Потом! А сейчас пойду поиграю в мяч - девчонки зовут".
Вернувшись с улицы, Катя опять садится за стол, открывает учебник... "Да ведь уже половина шестого, в это время обычно по телевизору начинаются мультики! Вот посмотрю - и сразу за уроки. Задание-то легкое, успею".
После мультиков бабушка зовет пить чай с пирогами - ну как отказаться? Потом звонит подруга - нужно срочно обсудить новое платье Машки из соседнего подъезда. Еще полчаса поговорили о моде, о погоде, о девчонках из параллельного класса и мальчишках из соседнего двора. На часах - половина восьмого. Катя опять открывает учебник... Но тут начинается любимый сериал: нельзя же пропустить новую серию!
Сериал кончился, но тут пришел брат, принес новую компьютерную игру. Интересно, как в нее не поиграть?
Оторвавшись наконец от компьютера, Катя смотрит на часы - половина одиннадцатого. "Спать хочется. Ах, да еще домашнее задание. Лучше завтра встану пораньше и сделаю. Задание-то ерундовое, успею перед завтраком..."
Ты, наверное, уже догадался(лась), чем кончилась эта история: Катя пришла в школу с невыполненным заданием. Когда учительница спросила, почему она не сделала домашнее задание, Катя честно ответила: "Не успела".
Ну как, знакома тебе такая ситуация?
"Так как же сделать, чтобы время попусту не терять?", - спросишь ты. Есть один секрет. Вернее, не один, а несколько чудесных правил, узнав о которых, ты будешь успевать сделать гораздо больше дел, чем обычно.
4. Правила для тех, кто хочет все успевать и не тратить время даром
- Придя из школы домой, посмотри, сколько уроков задано на завтра и насколько они трудные? Прикинь, сколько примерно времени займет выполнение заданий. Прибавь к этому еще полчаса на непредвиденные обстоятельства.
- Заранее определись, когда ты будешь делать домашнее задание. Например, скажи себе: "После обеда работаю два часа, а остальное - личное время". И как решил(а), так и сделай.
- Следуй принципу: "Сделал дело - гуляй смело".
- Старайся готовить уроки в тот же день, когда они заданы, а не потом - например, через два дня. Так тебе не придется долго вспоминать, как вы решали такие же задачи в классе.
- Начинай готовить уроки с наиболее трудных, лучше с письменных заданий - легче разберешься, пока еще не устал(а).
- Когда делаешь уроки не отвлекайся, не думай о посторонних вещах и не мечтай.
- Не сиди над уроками дольше, чем два часа, без перерыва. После этого времени необходимо передохнуть, а лучше всего прогуляться.
- Невнимательность на уроках - это потеря времени! Если ты отвлекаешься, то позже потратишь больше времени, чтобы выучит то, что могла бы узнать за 45 минут.
- Держи все свои вещи и книги в порядке, чтобы у каждой было свое определенное место. Тогда тебе не придется по полчаса тратить на поиски линейки или словаря.
- Приготовь с вечера все, что понадобится завтра, чтобы утром не тратить времени на поиски нужной вещи или не забыть ее в спешке.
- Всегда выходи из дома заранее. Лучше прийти раньше на две-три минуты, чем опоздать.
- Никогда не обещай того, чего не можешь выполнить. Например, если завтра у тебя контрольная по математике, нужно сдать книги в библиотеку и забежать на минуточку к бабушке, то не обещай подруге (другу), что пойдешь с ней (с ним) гулять.
- Умей рассчитывать свои силы. Не взваливай на себя слишком большую нагрузку. Конечно, интересных занятий - великое множество, и хочется попробовать себя во всем. Но посещать одновременно три кружка, две студии и спортивную секцию не по силам никому.
- Меньше слов - больше дела. Даже если ты целый час будешь жаловаться окружающим, как много задали тебе сегодня в школе, заданий от этого меньше не станет. А вот времени на его выполнение точно останется меньше. Но если вместо того чтобы болтать о жутких нагрузках, ты сядешь за стол и возьмешься за работу, то постепенно справишься со своими уроками.