Цена – экономическая категория, означающая сумму денег, за которую покупатель УЖЕ готов купить, а продавец ЕЩЕ готов продать товар.
На микроуровне цена регулирует хозяйственную деятельность предприятия, на макроуровне – формирует структуру экономики.
Экономическая сущность цены проявляется в ее специфических функциях:
- информационной, состоящей в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка.
- учетно-стоимостной, цена показывает во что обходится обществу производство той или иной продукции, сопоставлять, позволяет сопоставлять различные блага, не сопоставимые по потребительским характеристикам. служит для расчета всех отчетных стоимостных показателей
- стимулирующей,цена оказывает поощрительное или сдерживающее воздействие на производство и потребление через величину заключенной в ней прибыли.
- распределительной и перераспределительной, цена перераспределяет созданную стоимость, в том числе и национальный доход, между различными отраслями и сферами экономики, между фондами накопления и потребления, между регионами страны, между отдельными слоями и группами населения и пр.
|
|
- балансирующей, через цены осуществляется связь между производством и потреблением, т.е. между предложением и спросом.
- социальной, с помощью цены регулируется объем потребления, перераспределение дохода между разными социальными группами.
Параметры цены.
Уровень цен – показатель, характеризующий абсолютную величину цены конкретных товаров в конкретный период времени.
Динамика – изменение уровня цены во времени.
Структура – соотношение элементов цены в процентах или долях
Ц= себестоимость (0,6 или 60%)+прибыль (0,15 или 15%) +налоги (0,25 или 25%)
Себестоимость - затраты, связанные с производством и реализацией продукции.
Прибыль - форма чистого дохода, категорию расширенного воспроизводства, необходимая для создания средств на потребление и накопление предприятий
Налоги устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и непосредственно увеличивают цену.
Лекция 8. Этапы ценообразования