Интерпретация повествования – раскрытие латентного содержания, скрытого за словами клиента.
Содержание рассказа и переживаний клиента трансформируется в контексте разъяснительной системы, используемой консультантом. Помогает клиенту увидеть себя и свои жизненные трудности в новой перспективе и новым способом.
Сущность предлагаемой интерпретации зависит от теоретической позиции консультанта.
ü В ориентированной на клиента терапии уклоняются от прямых интерпретаций, не желая снимать с клиента ответственность за процесс консультирования.
ü психоаналитическое направление. интерпретационные техники центральное место, в психоанализе интерпретируется практически все — перенос, сопротивление, сны, свободные ассоциации, умалчивание и т.п. В "гештальт-терапии " сам клиент побуждается к интерпретации своего поведения, т.е. остается полностью ответственным за объяснение.
Пять типов интерпретации:
1). Установление связей между якобы раздельными утверждениями, проблемами или событиями.
|
|
2). Акцентирование каких-либо особенностей поведения или чувств клиента.
3). Интерпретация способов психологической защиты, реакций сопротивления и переноса.
4). Увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым. Помогает клиенту усмотреть связь теперешних проблем и конфликтов с предшествующими психотравмами.
5). Предоставление клиенту иной возможности понимания его чувств, поведения или проблем.
- Интерпретация неуместна в начале консультирования, когда недостаточен контакт
- Эффективность интерпретации зависит и от личности клиента. Клиенты, имеющие высокий уровень самоуважения и образованности, более чувствительны к интерпретациям и даже в случае несогласия принимают их во внимание.
- Эмоциональное равнодушие клиента должно заставить консультанта подумать о соответствии интерпретации действительности.
- Если клиент прореагировал враждебно и сразу отверг интерпретацию как неправдоподобную, есть основание предполагать, что интерпретация затронула корень проблемы.
- Несмотря на значение интерпретирования, не следует им злоупотреблять; когда в процессе консультирования слишком много интерпретаций, клиент начинает защищаться от них и сопротивляется консультированию.