312. Производящие и произведенные таттвы. Учение об особых свойствах объекта в противопоставление манасу — вишеша (специфический раздражитель). Последовательность ступеней жизни.
313. О чередовании юг, образовании таттв. Манас есть владыка индрий и без него они, «видя, не видят».
314. Процесс сворачивания (нивритти), порядок растворения таттв.
315. Боги органов; распределение нравственных качеств по гунам (ср. гл. 189, 216, 239).
316. Проявление Пуруши в гунах. Безначальность Пуруши и.Пракрити Пракрити бессознательна, ее деятельность направляется. Пурушей. Вариант учения о богах органов и о посмертных состояниях.
317. Учение о различии Пуруши и Пракрити. Классические аналогии: трава (тростник) и стебель; мошка и лист; рыба и вода,.огонь и жаровня; лотос и вода. Различие между Пурушей и Пракрити — высшее достижение Санкхьи.
318. Цель и техника йоги. Дхарана, пранаяма, дхьяна.
319. О вы-ходе дживы через различные части тела как символе психических достижений дживы. Признаки смерти и предчувствие смерти. Значение устремленности психики в момент смерти. Сосредоточенный в момент смерти на Атмане вступает в Атмана.
|
|
320. Вариант учения о соотношении Пуруши и Пракрити. Учение о 26 таттвах. Смысл йоги — полная интраверсия с обособлением ото всего внешнего (кайвалья) и с погружением в Брахмо. Конец текста — атеистическая джиа-на (позднейшая вставка?). Отрицание ведических ритуалов.
БЕСЕДА ПАНЧАШИКХИ И ДЖАНАКИ
(Атеистический текст в духе джайнизма)
321. Человек одинок в пучине времени, нет никаких действительных связей, и человек ни о ком не должен заботиться и не надеяться ни на какую помощь извне. Сам человек обеспечивает себе небо и ад. Соблюдение закона обеспечивает небо (вставка?).
БЕСЕДА СУЛАБХИ И ДЖАНАКИ
322. Сулабха испытывает знания и йогическую силу Джанаки.