Беседа яджнавалкьи и Джанаки

312. Производящие и произведенные таттвы. Учение об особых свойствах объек­та в противопоставление манасу — вишеша (специфический раздражитель). Последовательность ступеней жизни.

313. О чередовании юг, образовании таттв. Манас есть владыка индрий и без него они, «видя, не видят».

314. Процесс сворачивания (нивритти), порядок растворения таттв.

315. Боги органов; распределение нравственных качеств по гунам (ср. гл. 189, 216, 239).

316. Проявление Пуруши в гунах. Безначальность Пуруши и.Пракрити Пракрити бессознательна, ее деятельность направляется. Пурушей. Ва­риант учения о богах органов и о посмертных состояниях.

317. Учение о различии Пуруши и Пракрити. Классические аналогии: трава (тростник) и стебель; мошка и лист; рыба и вода,.огонь и жаровня; лотос и вода. Различие между Пурушей и Пракрити — высшее достижение Санкхьи.

318. Цель и техника йоги. Дхарана, пранаяма, дхьяна.

319. О вы-ходе дживы через различные части тела как символе психических достижений дживы. Признаки смерти и предчувствие смерти. Значение устремленности психики в момент смерти. Сосредоточенный в момент смерти на Атмане вступает в Атмана.

320. Вариант учения о соотношении Пуруши и Пракрити. Учение о 26 таттвах. Смысл йоги — полная интраверсия с обособлением ото всего внешнего (кайвалья) и с погружением в Брахмо. Конец текста — атеистическая джиа-на (позднейшая вставка?). Отрицание ведических ритуалов.

БЕСЕДА ПАНЧАШИКХИ И ДЖАНАКИ

(Атеистический текст в духе джайнизма)

321. Человек одинок в пучине времени, нет никаких действительных связей, и человек ни о ком не должен заботиться и не надеяться ни на какую по­мощь извне. Сам человек обеспечивает себе небо и ад. Соблюдение зако­на обеспечивает небо (вставка?).

БЕСЕДА СУЛАБХИ И ДЖАНАКИ

322. Сулабха испытывает знания и йогическую силу Джанаки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: