(8187—8211)
Бхишма сказал:
1. Об этом такую древнюю быль повествуют
О беседе Шатакрату и Намучи, Юдхиштхира:
2. Утратившему счастье, пребывающему, как спокойное море,
Познавшему бытие—небытие существ так сказал Пурандара:
3. «Опутанный сетью, лишенный высокого положенья,
во власть врагов попавший,
Утративший счастье, горюешь ли ты иль не горюешь, Намучи?»
Намучи сказал:
4. Неотвратимым страданьям подверглось тело,
Издеваются недруги, нет товарища в горе.
5. Все проходит, Шакра, поэтому я не горюю.
Огорчение красоту разбивает, огорчение разбивает счартье.
6. Огорчение разбивает здоровье, дхарму\, владыка суров.
Итак, отклоняя нерожденное, на сердце упавшее горе,
7. Нужно самопознающим умом размышлять о прекрасном\ в сердце.
Каждый раз, когда человек на прекрасное направляет сознанье,
8. Исполняются его желанья, в этом нет сомненья.
9. Есть один повелитель\, и нет повелителя иного;
тот повелитель повелевает человеку, (еще) находящемуся в утробе.
Им побуждаемый, как вода с обрыва, я низвергаюсь,
|
|
куда он направляет меня, туда и движусь.
10. Вполне осознав бытие—небытие и величайшее
Благо, это постигнув — «Не я совершаю поступки,
Но, как бы выполняя благие и неблагие стремленья,
увлекаемый ими, я уплываю».
11. Всякий то получает, что ему получить подобает;
То происходит, чему надлежит случиться.
12. Какое лоно кому определил\ Создатель, в таком он
рождается снова и снова.
Он так и существует, а не как сам пожелает.
13. «Тому надлежит случиться, что я сам себе уготовал»,
Никогда не заблуждается тот, кто так всегда утверждает.
14. Летучее время должно убивать (существа); виновника здесь не видно.
Беда же в том, что враждующий «я делатель» так воображает.
15. Рюшей, богов, великих асуров, молчальников пустынножителей,
знающих три Веды, старцев,
Кого только несчастье не сгибало в мире! Но остается
непоколебимым Высшее и Превосходно\е постигший.
16. Не гневается пандит, не стремится, в отчаянье или в восторг не впадает;
Даже в самых бедственных случаях он не скорбит,
а пребывает (в своей) природе, как Химават, неподвижно.
17. Он не ликует (даже) при величайшей удаче,
не заблуждается в годину несчастья.
Человек, спокойно принимающий счастье, несчастье,
среднее состояние, (умеет) нести (свое) бремя\.
18. В какое бы положение ни попал человек, пусть будет им
доволен, полностью (все) претерпевая.
Так порожденное и возрастающее в сердце (чувство) нужно изгнать из тела.
19. Нет такой беседы, собора благих, совещаний, чтобы участвующий в них,
не подвергался б угрозе\;
Углубляясь в сущность дхармы, идя ей навстречу, (человек) несет (свое) бремя.
|
|
20. Дела (мудреца), достигшего познанья, трудно выполнять,
ибо познавший не заблуждается во времена заблужденья\;
Лишась (своего) положенья, не, впал в заблуждение превосходный потомок
Готамы, когда мучительное горе постигло того старца.
21. Ни силой мантр, ни познанием, ни мужеством, ни отвагой,
Ни добронравием, ни стремлением к достижению своей цели,
22. Недостижимого не может достигнуть смертный; какое же в этом горе?
Что положил изначала Создатель тому, кто должен родиться,
23. То выполнять я буду; смерть что может мне сделать?
Получают подлежащее получению, подлежащее прохождению проходят,
24. Подлежащее достижению достигают, будь то страдание, радость;
Не заблуждается человек, полностью это познавший.
25. Всем обладает способный быть счастливым в бедах.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 226 глава Беседа Шакры и Намучи*.