(9131—9143)
Бхишма сказал:
1. Выслушай далее, сын, перечисление сутей,
Всё похвально изреченное устами Двайпаяны, безупречный.
2. Подобно пламенеющему огню изрекалдымообразный\ владыка;
Итак, изъяснять я продолжу\ (это) учение, сын (мой).
3. (Свойства) земли: устойчивость, тяжесть, производительность, крепость,
Запах, тяжесть\, сила, плотность, косность, твёрдость.
4. Свойства воды: прохладность, влажность,
способность очищать и варить, текучесть, мягкость,
Вкус, капельность, податливость, (луноподобная) приятность\.
5. (Свойства) огня: неукротимость, лучистость,
накалённость, жгучесть, светозарность,
Жжение, возбудимость, лёгкость, постоянная
устремленность в высь, горячность.
6. (Свойства) ветра: буйность, касание, способность
опорожнения, возбуждение речи,
Быстрота, сила, разгул, самовозникновение, подвижность.
7. (Свойства) пространства: звук, непроникаемость, вместимость,
Неутомимость, непроявленность, неуловимость, неизменность,
8. Несопротивляемость — таковы видоизменения сутей;
|
|
Указано пятьдесят\ их свойств, возникающих из пяти сутей.
9. Упорство, уступчивость, сметливость, растекаемость,
предприимчивость, скорость,
Выявление, бывание-небывание — такими девятью
свойствами (обладает) манас.
10. Устранение желанного — нежеланного, решимость,
способность к самоуглубленью,
Сомнение, согласие известны как пять свойств буддхи.
Юдхиштхира сказал:
11. Как (может быть) пять свойств у буддхи
и как пятью индриями (связаны) эти свойства?
Это утонченное знание объясни мне, Прадед!
Бхишма сказал:
12. Говорят, есть шестнадцать\ свойств у буддхи,
постоянно ветвящихся, отличных от сутей;
Силопроявление сутей из вечной (основы) проистекает, сын;
всё остальное здесь невечно и суетностью преисполнено.
13. Хотя сообщенное здесь тебе и не от Писания\, сын мой,
(Однако), постигнув весь смысл этих сутей, ты
освободишься от сутей и успокоишь разум (буддхи),
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 255 глава — Вопросы Шуки.