(10532—10552)
Юдхиштхира сказал:
1. Перед большой болью и смертью дрожит всё живое,
Как (поступать), чтобы этого для нас не существовало? Поведай, Прадед'
Бхишма сказал:
2. Об этом такую древнюю быль повествуют
О беседе Нарады и Саманги, Бхарата:
Парада сказал:
3. Тебя пригнуло грудью\ к земле, но ты как бы двумя руками
(поток) переплываешь;
Ты выглядишь всегда бодрым и беспечальным.
4. Не видно в тебе никакого, даже малейшего возбужденья,
Ты выглядишь счастливым, как сытый, беспечный ребёнок.
Саманга сказал:
5. Суть бывшего, настоящего и будущего, о, почтительно вопрошавший,
Мне известна, поэтому уравновешенности я не теряю.
6. Начинания, равно как их плоды, я знаю,
Те разнообразные плоды мирские, поэтому и не творю безрассудства;
7. Без брода, опоры, цели, пути, Бхарата\,
Слепые, глухие (люди) живут, но взгляни, и мы живём так же!
8. Небожители живут иначе, без болезней — так им присуще;
(Живут) и сильные, и слабые, так и мы по-своему существуем.
9. (Богатые) живут с тысячами, но и с сотнями существуют;
Живут и с бедою; гляди же, и мы существуем.
10. Если мы беспечальны, то к чему нам обряды, дела (благочестия), Нарада?
Если радости, страдания прошлого исчезли, к чему за них цепляться?
11. «Корень познания — Умиротворение чувств», — так говорят
познавшие люди.
Скорбят от заблуждения чувств; для введенного
в заблуждение чувствами нет познанья!
12. Заблуждается высокомерный, и высокомерие есть заблуждение;
для такого нет ни этого, ни высшего мира.
Небесконечно страдание, существование радостей непостоянно;
13. Чему свойственно бывание, тому свойственно изменение,
это не вызывает страдания у мне подобных.
За желанные наслаждения не следует цепляться
не следует думать о постигшем несчастье.
14. Пусть не завидует самоуглубленный другим и не радуется
предстоящему достиженью,
Не радуется изобилию, достижению целей; при гибели
имущества пусть не унывает.
15. Ни родственники,ни богатство, ни Писание, ни мантры, ни отвага
Не (спасут) от несчастья, не переправят на другой (берег);
лишь нравственность приводит к умиротворенью.
16. Нет разума у неподвизающегося, неподвизающийся
не достигает счастья;
Царь\, суровость и отрешённость от страданий — эти оба — счастье.
17. Приятное порождает довольство, высокомерие возрастает
от довольства;
В ад ведёт высокомерие; поэтому я их (всех) покидаю.
18. На печаль, страх, высокомерие, (порождённые) заблужденьем,
счастье — несчастье
Я гляжу, как зритель в мире; они действуют в теле.
19. Богатства и желания полностью оставив, свободный
от треволнений., Я странствую по этой земле, отринув жажду и заблужденье.
20. Ни смерти, ни обиды, ни жадности — ничего иного
Ни здесь, ни в том мире не страшится испивший амриту (этого ученья).
21. Это, брамин, я познал, совершив великий, непреходящий подвиг.
Итак, постигшее горе меня не одолевает, Нарада!
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 288 глава — Беседа Саманги и Нарады.