(10791—10821)
Парашара сказал:
1. Полученное певцом как подаяние, добытое кшатрием в битве,
Праведным трудом заработанное вайшьей, услужением
заработанное шудрой,
2. Хотя бы и малое имущество достойно похвал; (использованное)
ради соблюдения долга, оно великий плод приносит.
Постоянно повинующийся (членам) трёх Варн называется шудрой.
3. Брамин, (исполняющий) обязанности кшатрия, вайшья,
При отсутствии средств (к пропитанию), не отпадают (от касты);
Но дваждырождённый, (исполняющий) обязанности шудры, отпадает\.
4. Занятие ремеслом, скотоводством, торговля шудре
Дозволительны, если услужением он не может добыть средств (пропитанья).
5. Выход на подмостки, заработок (разумными) представлениями,
Торговля хмельным, шкурами, мясом, железом —
6. Если это не наследственное занятие, порицается миром;
А если (такое) наследственное (занятие) покидают,
это по Писанию считается большим благочестьем.
7. Если человек, уважаемый в народе, делает злое,
Когда его ум одурманен хмельным, подражать ему не следует, так считают.
|
|
8. Ибо в древних сказаниях передаётся, что людям
достаточно было наказания- порицаньем
Так они были самообузданны, опираясь на дхарму,
нравственность, закон соблюдали.
9. Ибо всегда в то время муни закон прославляли, раджа;
Взращенные в законе, лишь хорошего держались на земле (все) люди.
10. Царь, эту (верность) закону, сынок, не могли стерпеть асуры:
Постепенно возрастая, они в существа вселялись.
11. Поэтому возникла у людей гордыня, губящая дхарму;
Затем, когда они преисполнились гордыни, у них гнев родился;
12. Затем, когда их гнев обуял, скромное поведенье,
Стыдливость погибли;, тогда заблужденье возникло, раджа.
13. Увлеченные заблуждением, они перестали видеть, как прежде,
Угнетали друг друга, предавались желаньям;
14. Так они до того дошли, что на них не воздействовало
наказание порицаньем;
Затем они даже дошли до того, что стали презирать богов и браминов;
15. И в это время боги прибегли к защите Шивы,
Бога богов, сурового, многорукого, преисполненного достоинств.
16. Тогда он тех громыхающих в небе вместе с их городами
обрушил на землю;
Три города\ он пронзил одной стрелою, явив божественную силу.
17. И тот, кто был их верховным владыкой, страшным,
ужасающим, величайшей отвагой
Наводивший страх на богов, был убит рукой держащего дротик.
18. Когда тот был убит, в своё естество вернулись люди,
Как прежде, они обратились к Ведам и Шастрам.
19. Тогда семь ришей посвятили Васаву
Царем богов и судить людей ему поручили.
20. Тогда владыка земли, по имени Випритху, от семи ришей
Произошел, а также кшатрии-раджи в каждой округе.
|
|
21. Но у (потомков) великих родов, где старейшины рождались,
И еще у древнейших из сердца не вышла природа асуров.
22. Поэтому цари с их дружиной, страшные отвагой,
Асурические дела продолжали, (следуя) той природе,
23. (Асурам) тем подражая, на них опираясь;
(Даже) поныне они не разбиты, (те) худоумные люди.
24. Поэтому говорю тебе, раджа, размышляй о законах (Шастрах),
Чтобы, вредоносные дела покинув, к совершенству стремиться.
25. Негоже мудрому неправедно накоплять богатства,
Упустив разумную цель закона, — такое не считается ладным.
26. Зная это, ты, самообузданный, сообща со своей кшатрийской дружиной
Охраняй народ, слуг и сынов, соблюдая свой долг (раджи).
27. Соединение с желанным, нежеланным (порождает) вражду, дружбу
И сдержанность; так сменяются многие тысячи поколений.
28. Поэтому принимай окрас добродетелей, отнюдь не пороков.
Только худоумный, не обладая (добрыми) свойствами, собой весьма доволен\.
29. Среди людей развивается закон и беззаконие, великий раджа,
Но не среди других существ, от людей отделённых.
30. Человек, знающий, живущий по закону,
добивается ли он чего-нибудь, нет ли,
Став «я» всех существ, не нанося никому никогда
вреда, должен странствовать в мире.
31. Когда его ум освободится ото всех заноз сердца,
Когда в человеке не станет кривды, тогда он достигнет блага.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 296 глава — Песнь Парашары.