ГЛАВА 313
(11569—11589)
Яджнавалкья сказал:
1. Лучший из людей, времяисчисление непроявленной\
(Пракрита) от меня постигни:
Дважды пять тысяч кальп одним днём считают,
2. Столько же длится ночь того Пробуждённого;
Оно, Пробудившееся, о, царь народа,
Вначале производит корни для жизни всех воплощённых;
3. Затем Брама возникшего из золотого яйца производит;
Этот же — тела всех существ, так мы слыхали.
4. Год просуществовав в яйце, оттуда вышел Махатма (Брама)
И соединил Владыка существ, (как половинки) скорлупы,
всю землю, а над нею — небо.
5. О двоице, земле и небе, так сказано в Ведах;
А промеж этих двух скорлупок создал пространство (владыка).
6. Постигшие (учение) Вед, их дополнения считают
За (один) день десять тысяч кальп без четвёртой части.
7. Столько же и в, ночи размышляющие о внутреннем атмане считают.
(Затем) тот риши произвёл основу личности (аханкара),
по своей сути она небесна.
8. И еще четыре сына\ некогда произвёл мудрый из (своего) тела;
Отцами отцов\ их называет Писание, лучший раджа.
9. Боги — сыны тех отцов\; о, превосходнейший человек, переполнены (богами)
Миры с их подвижным и неподвижным, так мы слыхали.
10. А во главе их — аханкара (основа личности), она и произвела пять сутей:
Землю, воздух, пространство, воду, огонь — пятый.
11. Он (Аханкара) осуществляет третью ступень произрожденья;
Считают, что ночь её — пять тысяч кальп; день столько же (длится),
12. Звук, касание, образ, вкус, запах о, царей владыка, —
Это особые свойства (вишеши) тех пяти плотных сутей.
13. Царь, изо дня в день они наполняют сути,
Они радуются взаимному благу, соприкасаясь друг с другом,
14. Друг с другом соревнуются, друг друга превосходят,
Друг друга они поражают; стремительные, непреходящие гуны
15. Их вращают в круге; так они в животные лона нисходят;
В три тысячи кальп исчисляется день их, владыка народа,
16. И в столько же ночь; то же и с манасом (происходит):
Индра князей, совсем закрытый индриями, странствует манас;
17. Индрии не видят манаса, но манас через них воспринимает.:
Образы видит не глаз, а через глаз — манас\;
18. Если помутился манас, глаз (сам по себе) и видит, и не видит,
Подобно и все индрии, так прозорливые прозревают.
19. Индрии не видят, здесь манас видит:
Бездействуют индрии, когда бездействует манас,
20. Так что бездеятельность индрии есть (собственно)
бездеятельность манаса, раджа.
Итак, основа (прадхана) индрии — манас;
21. Манас называют владыкой всех индрии.
Таковы здесь двадцать сутей, многославный.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 313 глава — Беседа Яджнавалкьи и Джанаки.
Вернуться к оглавлению