Инструкция по выполнению работы
На выполнение олимпиадной работы по культуре народов Пензенского края отводится 3 часа.
Работа состоит из 25 комплексных заданий и 1 проекта.
Часть 1. Комплексные задания
1. (7 баллов)
Ниже представлены элементы русского и мордовского народного костюмов: сорока, панар, сюльгами, платенця, пулай, понёва, душегрея.
Определите, какому народу принадлежит та или иная вещь, ответы запишите в таблицу.
Русский народный костюм | Мордовский народный костюм |
2. (2 балла)
Для традиционного женского костюма мордвы характерны многочисленные украшения из металла, бисера, монет, раковин, перьев и пуха птиц.
Назовите две функции, которые они выполняли.
3. (1 балл)
Долгое время представители этого народа были язычниками. У них существовала система многобожия с верховным богом Тура. Боги делились на добрых и злых. Каждому занятию людей покровительствовал свой бог. Языческий религиозный культ был неразрывно связан с циклом земледельческих работ, с культом предков. Он начинался с зимнего праздника Сурхури. Назовите этот народ:
|
|
А) мордва | В) чуваши |
Б) татары | Г) русские |
4. (4 балла)
Вставьте пропущенные буквы в названия элементов татарской одежды:
Т…б…те..ка
Ич…ги
Б…шмет
К...лфак
5. (1 балл)
Что означало в татарском языке слово «сабантуй»?
А) Праздник весны | В) Праздник сева |
Б) Праздник урожая | Г) Праздник плуга |
6. (4 балла; должны быть указаны не менее 2 признаков)
Определите национальную принадлежность костюма. Укажите признаки, по которым вы это определили.
7. (8 баллов)
Прочитайте отрывок из документа и заполните пробелы в тексте:
«С давних времён люди думали, что все болезни входят в организм через суставы – плечевые, локтевые, запястья, колени. На всех этих местах вышивали – ____1____ защитные знаки.Особое значение придавалось расположению рисунка: нагрудные узоры – защищали ______________2_____________, наплечные – охраняли _______3_______, ______4_________ – не давали пробраться злым силам снизу.
8. (2 балла)
Этот христианский праздник слился с древнеславянским праздником Семиком. Он знаменовал конец весны и начало лета. Символом расцветающей природы при его праздновании была молодая березка. Назовите этот праздник.
9. (2 балла)
О каком празднике, который называли в народе «жироедка», «блиноедка», «обируха», «обмануха», говорится в стихах:
«Обманула, провела!
До поста довела,
Всю еду взяла,
Дала редьки хвост
На великий пост».
10. (2 балла)
На рисунке приведена подробная инструкция по изготовлению простейшей тряпичной куклы, символизирующей грудного ребёнка. Как она называлась?
|
|
11. (2 балла)
Наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру называется …
12. (1 балл)
Древний календарь этого народа, проживавшего на территории Пензенского края, был сходен с тюрко-монгольским лунно-солнечным летоисчислением. В 19-тилетнем цикле чередовались 12 лет по 12 месяцев (в году 254 дня) и 7 лет по 13 месяцев (в году 384 или 285 дней). О каком народе говорится? Выберите правильный ответ.
А) мордва | В) русские |
Б) чуваши | Г) цыгане |
13. (6 баллов)
Определите жанр песни. С каким праздником связаны такие песни? Какие народы Пензенского края его отмечали?
Дайте коровку, масляную головку!
А дай Бог тому, кто в этом дому!
Ему рожь густа, рожь ужимиста!
Ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига.
Из полузерна – пирог. Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и богатством!
И создай вам Господь еще лучше того!
Уж ты дядя доброхот! Выдай денег на проход!
Выдашь – не выдашь, будем ждать, у ворот стоять!
Золотая голова, шелковая борода!
Ты подай пирожка ради праздника Христова
Пирожка – то хоть пресного, хоть кисленького, да пшеничненького!
14. (8 баллов)
Вставьте пропущенные в тексте слова:
«В России жилой дом издавна назывался избой. Основой избы является ____1_____ с очагом внутри. ______2_____ в доме была «царица», и обращались к ней «Госпожа». Занимая 1/3 или 1/4; всей площади, она не только обогревала жилье, но в ней готовили, мылись, на ней или около неё спали, она была семейным центром. Стены у неё были глинобитные. Обязательной составляющей избы были _____3_____, неотапливаемое помещение, позволяющее сохранять тепло, отделяющие жилое помещение от холода.
Самое большое и светлое место называлось ______4_____. Тут на стене располагали иконы, на специальной полочке – божнице, под которой находился стол, за которым собиралась вся семья. Столешница почиталась как «Божья ладонь», дающая хлеб, поэтому и по сегодняшний день не принято на Руси стучать по столу».
15. (2 балла)
Прочитайте рецепт и определите, о каком национальном блюде идет речь. Назовите народ, к кухне которого принадлежит это блюдо.
Для приготовления фарша хорошо вымешать мясо, лук, соль, перец. Приготовить дрожжевое тесто. Присыпать стол мукой, чтобы тесто не прилипало. Отрывать кусочки теста, скатывать их в комочки-шарики. Размять руками или раскатать скалкой лепешку, на серединку положить фарш. Защипнуть края, примять (чтобы изделие было плоским). Налить в глубокую сковородку растительное масло, хорошо его нагреть и аккуратно опустить приготовленные _______________. Жарить до готовности и подать к столу горячими.
16. (4 балла)
Ряд деятелей культуры, уроженцев Пензенского края, имели мировую славу. Соотнесите имена деятелей культуры и сферы искусства.
Деятель культуры | Сфера искусства |
1) В. Э. Мейерхольд | а) кино |
2) В. Е. Татлин | б) музыка |
3) И. И. Мозжухин | в) театр |
4) А. А. Архангельский | г) архитектура |
17. (8 баллов)
Выберите из предложенного списка обряды и праздники мордовского народа. Запишите их в соответствующие колонки таблицы.