Основным содержанием этой стадии является уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков.
На этой стадии логопедическая работа проводится в следующих направлениях:
1) развитие артикуляторной моторики;
2) развитие элементарных форм фонематического анализа и синтеза;
3) уточнение артикуляторного и акустического образа правильно произносимых звуков.
Выделенные направления логопедической работы реализуются параллельно. Так, на каждом занятии проводится развитие артикуляторной моторики, элементарных форм фонематического анализа, уточнение акустического и артикуляторного образа звука.
§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи
Развитие артикуляторной моторики
На второй стадии продолжается развитие кинестетических ощущений, уточнение движений языка, губ. При этом совершенствуется выполнение артикуляторных упражнений первого этапа, а также вводятся в работу более сложные артикуляторные упражнения.
Дополнительные АРТИКУЛЯТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ
1. Поднимание только верхней губы — обнажаются только верхние зубы.
2. Оттягивание вниз нижней губы — обнажаются нижние зубы.
3. Показать зубки (одновременно поднимается вверх верхняя губа и опускается вниз нижняя губа).
4. Имитация полоскания зубов.
5. Закусить нижнюю губу верхними зубами.
6. Закусить верхнюю губу нижними зубами.
7. Чередование двух предыдущих движений.
8. Вибрация губ (фырканье лошади).
9. При выдохе удерживать губами карандаш или стеклянную (пластмассовую) трубочку.
Дополнительные АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
1. Поднимание и опускание спинки языка при широко открытом рте.
2. Присасывание к небу спинки языка.
3. Поднимание и опускание широкого кончика языка внутри ротовой полости: к верхней десне, к нижней десне.
4. Загибание узкого кончика языка вверх и вниз: к носу и подбородку, далее — на'верхнюю и нижнюю губу, затем — на верхние и нижние зубы.
5. Поочередное загибание узкого кончика языка внутри ротовой полости к альвеолам верхних и нижних зубов.
6. Желобок внутри ротовой полости.
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи