1. Развитие внимания и мышления.
Логопед: Назовите картинки и составьте из них пары так, чтобы картинки подходили по какому-либо признаку.
Картинки: пруд - река, дом - кирпич, машина - колесо, платье - иголка, снежинка - снеговик.
2.Знакомство с темой занятия.
Логопед: Послушайте слова и определите гласную, которая смягчает согласные.
Слова: река, колесо, снежинка.
3.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
//. Основная часть
1. Соотнесение буквы Е с символом (задание 1. с. 12).
Логопед знакомит детей со схемой, на которой показано, в каких случаях буква Е обозначает один звук, а в каких два.
2.Знакомство с героями занятия через прослушивание сказки «Теремок».
Логопед: Прослушайте отрывок из сказки и припомните ее название, имена героев. (Мышка, лягушка, петушок, ежик, заяц, лиса, волк, медведь.)
Логопед читает отрывок из сказки. По ходу действия выставляет на доску изображения персонажей сказки и изображение домика.
3.Развитие звукового анализа (задание 2, с. 12).
Логопед: Рассмотрите героев занятия и запишите их имена. В имени какого героя есть буква Е? (Медведь.) Выделите эту букву.
|
|
4.Обогащение словаря на изучаемую гласную (задание 3. с. 12).
Логопед: Звери жили дружно и весело в теремке. Однажды мышка решила испечь пироги. Помогите мышке - отберите фрукты и ягоды, в названии которых есть буква Е.
Укажите гласную Е.
Ка ртинки: черника, ежевика, земляника, персик, клюква, крыжовник.
Логопед: В каком слове гласная Е обозначает два звука? (Ежевика.) Почему? (Находится в начале слова.)
5.Преобразование слов. Развитие навыков звукового анализа и синтеза на уровне слова (задание 4. с. 13).
Логопед: Помогите петушку и лягушке переделать слова так, чтобы в них появилась буква Е. Образец: мал - мел.
ЛОТО-... САЛО-... СОНЯ-... ОХАТЬ-...
РУКА-... ПОЛ-... ЛУНА-... ЛИСА-...
6. Физминутка.
Если нравится тебе, то делай так. | Два щелчка пальцами над головой. | |
Если нравится тебе, то делай так. | Два хлопка в ладоши. | |
Если нравится тебе, то делай так. | Два хлопка за коленками. | |
Если нравится тебе, то делай так. | Два притопа ногами. | |
Если нравится тебе, То и другим ты покажи. Если нравится тебе, то делай так. | ||
7. Развитие зрительного восприятия.
Работа с головоломками (задание 5. с. 13).
Логопед: ежу принесли карточку со словами, но они на половину стерты. Помогите ежу восстановить слова, запишите их и укажите наличие и место буквы Е. (Перец, немец,
ненец, телец.)
8. Развитие звукового анализа.
Логопед: Около теремка росли загадочные ели (логопед выставляет на доску пособие «Ель»). Отгадайте, какие слова можно получить, используя слово «ель».
|
|
1. Мелкое место на реке... (мель)
5. Мохнатое насекомое ...(шмель)
2. Пальто с погонами для военных... (шинель)
8. Отверстие в горе, куда въезжает поезд... (туннель)
6. Ткань в «рубчик» ...(вельвет)
4. Фрукт оранжевого цвета... (апельсин)
7. Украшение для женщин, которое носят на шее ...(ожерелье)
9. Лапша, макароны,... (вермишель)
3. Первый день недели... (понедельник)
9.Работа по развитию звукового анализа и синтеза на уровне словосочетания.
Логопед: Лиса и волк хотели чем-нибудь помочь жителям теремка. Они придумали свое задание. Измените слова (запись на доске) и прочитайте словосочетания, запишите
их. Укажите мягкие согласные, после которых стоит гласная Е.
Образец: (дом) платье - домашнее платье,
(вечер) угощение (легко) ведро
(добро) сердце (автобус) билеты
10.Развитие языкового анализа и синтеза (задание 6. с. 13).
Логопед: Неуклюжий медведь решил тоже внести свой вклад. Но ему никак не удается быть внимательным и осторожным. Одно неловкое движение и... стихотворение разлетелось на отдельные строчки. Прочтите строки стихотворения и постарайтесь восстановить их порядок. Укажите мягкие согласные, после которых стоит гласная Е.
Ем я кашу и сметану,
Все же драться я не стану,
Только ты ко мне не лезь,
У меня силенка есть.
В зависимости от возможностей детей могут использоваться также следующие тексты.
Егорушка - Егор
Полез через забор,
Висит и голосит:
«Снимите с забора
Бедного Егора!»
Крыши испугались, сели на ворон.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Лошадь подгоняла мужика кнутом
Лошадь села в сани, а мужик везет.
Лошадь ела кашу, а мужик овес.
Логопед также может предложить детям исправить логические ошибки в последнем стихотворении.
///. Итог занятия (задание 7, с. 13)
Логопед: Прочитайте слова. Какова роль буквы Е в каждом из них? Запишите слова в два столбика. Выделите в них букву Е.
платье меню здоровье медаль
победа езда крендель двое
ерунда бегемот съезд лебедь