Завершая консультацию, важно отметить позитивные сдвиги клиента на пути преодоления трудностей. Затем спросить, как клиент себя чувствует. Важно завершить консультацию в назначенное время. Скажите клиенту, что будете рады увидеть его, и клиент имеет возможность снова обратиться за консультацией. Если клиент в состоянии гнева или отчаяния и хочет уйти до окончания консультации, скажите клиенту, что, несмотря на то, что он уходит расстроенным, двери вашего кабинета всегда открыты и вы надеетесь увидеть его вновь. Этот момент очень важен, так как поведение подростков может быть очень провокационным и обычная реакция -отторжение. Реакция консультанта другая, и подросток может вернуться.
Занятие 6.
Тема: «Основы консультирования. Трудные моменты при консультировании»
Задачи:
Ø перечислить наиболее типичные трудности при консультировании
Ø воспроизвести алгоритм действий консультанта в трудной ситуации при консультировании
Ø осуществить моделирование трудного момента консультирования подростка
Трудные моменты при консультировании.
Главная цель этого занятия – помочь вам справляться с особенно трудными моментами при консультировании подростков.
Трудные моменты при консультировании:
1. Молчание
2. Клиент плачет
3. Клиент угрожает самоубийством
4. Немотивированные клиенты
Молчание.
Очень часто люди чувствуют себя неуютно, когда обрывается беседа и наступает пауза молчания, которая кажется бесконечно долгой. Однако умение молчать - один из важнейших навыков консультирования. Для консультанта, научившегося быть чутким к различным смыслам тишины и научившегося создавать и использовать паузы в консультировании, молчание становится особенно ценным, так как:
- увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента;
- предоставляет возможность клиенту "погрузиться" в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, поведение.