Разрабатывая модульные программы, блоки-предписания, определяя дидактические цели, я фактически ориентировала учащихся на цель учебной деятельности, мотивируя её приятие, определяя систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый процесс.
Стоит отметить, что операционно-исполнительский этап, заменивший собой традиционное объяснение новой темы, в наибольшей степени способствует проявлению самостоятельности, так как на нем используются обучающие, тренировочные, закрепляющие, повторительные, творческие упражнения, развивающие карточки, задания
Учащиеся, благодаря работе по блокам-предписаниям, получают целостное восприятие информации, видят конкретные задачи, которые каждый учебный элемент ставит перед ними, алгоритм работы с каждым заданием, а также ключ, при помощи которого можно самостоятельно проверить и оценить правильность выполнения задания. Всё это позволяет работать не только под руководством учителя, но и самостоятельно в индивидуальном режиме.
Самостоятельность в учениках надо развивать постепенно, поэтому только в 9 классе я начинаю использовать уроки с полной самостоятельной работой по блокам-предписаниям.
Самое главное в обучении самостоятельной деятельности – это научить ребенка думать, т.е. сделать для него значительно больше, чем просто снабдить определенным объемом знаний. Ещё П.Л.Капица подчёркивал что «воспитание творческих способностей в человеке основывается на развитии самостоятельного мышления». На мой взгляд, очень действенный способ развития творческих способностей учащихся по физике – выполнение ими экспериментальных заданий, требующих разрешения проблемной ситуации, когда ученику необходимо проявить самостоятельность и оригинальность в самом подходе к решению. Здесь мне помогают «изобретательские задачи». После изучения темы и проведения контрольных работ ученики получают творческое задание: «Изобрести устройство или способ проведения какого-нибудь процесса». Например: в 7 классе – изготовьте весы, в 8 классе – изготовьте из колбы термометр, отградуируйте его; превратите компас в амперметр.
Большая активная умственная деятельность, в которую приходится погрузиться, вынуждает вникать во многие тонкости вопроса, работать с дополнительной литературой, учиться мыслить творчески.
Положительное влияние на развитие творческих способностей учащихся оказывает поощрение попыток с их стороны отойти от шаблона в любом деле: в решении задач, в выполнении лабораторных работ и индивидуальных заданий.
Мой опыт по организации творческой работы учащихся на уроке позволяет указать основные условия, необходимые для развития творческих способностей школьников. К ним можно отнести следующее:
1) Применение в учебном процессе методов, содействующих развитию у учащихся логического мышления, инициативы, активности и самостоятельности;
2) Включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности;
3) Приобщение к рационализаторству на уроках и внеклассных занятиях;
4) Организация индивидуальных учебных заданий творческого характера.
Перед каждым учителем физики всегда стоит задача: научить применению полученных знаний в реальной жизненной ситуации для решения конкретной практической проблемы.
Широкие возможности для этого предоставляет метод проектов – популярное педагогическое средство, позволяющее развить у школьников способности к самостоятельному познанию нового, интеграции имеющихся знаний, развитию творческого мышления.
Внедрение проектной деятельности способствует созданию в классе атмосферы общей увлеченности и творчества. Особенно ценны воспитательные возможности групповых проектов, когда в процессе совместной деятельности появляется современный продукт.
Индивидуальные проекты предоставляют учащимся право наиболее полной самореализации.
Коллективный проект «Загадки природы и человеческого глаза», выполненный учащимися 8 класса, был отмечен дипломом на V межвузовской конференции (2006г). Индивидуальные проекты «Транспорт и окружающая среда», «Сколько стоит зимой открыть дверь» были отмечены как лучшие на школьной научно-практической конференции и научно-практической конференции «Грани творчества» в МОУ Цнинской СОШ №1 Тамбовского района (2008г).
Метод проектов использую и во внеурочной деятельности.
Использование метода проектов, исследовательской деятельности позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные потребности учащихся и родителей, соотносить их с целями обучения на перспективу.
Планируемые образовательные результаты:
· Формирование компетенций школьников,
· Повышение познавательного интереса,
· Обогащение внутреннего мира школьников,
· Формирование более прочных и глубоких знаний,
· Приобретение навыков самостоятельной работы.