Знач теории гуманистической психологии для моделирования орган повед

Один из основат этого направления в псих – амер псих и философ Маслоу (1908-1970). Главным в его теории явл вопрос мотивации. М. описал человека как «желающее» существо, которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, возникает другая.

Он предл классификацию потребностей и взаимосв между ними, в который высшие запросы не выступают на первый план пока неудовлет потребн низших уровней.

Низший ур – это физиолог потребности (пища, отдых, дом, физич развитие), обеспечив физиол потреб, он переходит к след уровню – соображения безопасности (стрем обеспеч личн безопасн), потом стрем к удовлетворению социальных потребностей (чтобы коллеги и соседи считали его равным себе). Наконец, когда все цели удовлетворены, он заботиться о самореализации. По маслоу это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. При этом ученый допускал искл из правил. Есть люди котор могут развить свой талант, несмотря на серьезные трудности и соц проблемы. Есть и такие для котор ценности и идеалы настолько сильны что готовы скорее переносить голод или даже умереть чем отказаться от них. Ключ моментом в концеп маслоу является то что потребн никогда не бывают удолетв по принцепу все или ничего. Они часто совпадают и человек одноврем может быть мотивирован на 2 и более уровнях. Концеп Маслоу подтв выводы Элтона Мэйо: деньги ни в кое мере не удовлетворяют всех потребностей человека, хотя имея их можно реализовать многие нужды.

Амерк псих Элтон Мэйо (1880-1949) извест как автор доктрины человеч отношений. В основе ее лежат результаты опытов, котор он проводил в производствен группах на заводе в теч нескол лет. Он ставил ставку на индивид труд, сдельщику. По его словам при научн управлении менеджер имеет дело с отдел рабочими, а не с бригадой. Он установ что во время экспер 6 работниц создали сплочен, неформальн группу. Члены этой группы сдруж помогали друг другу. Одна из них с более сильн характ, стала лидером. Сплочению группы способствовало несколько факторов.

1. Мэйо подбирал работниц в группу по их взаи симпатии.

2. Мейо советовлся совет с рабоч обо всех новшествах, котор он предлогал. Рабоч горд что с их мнен считались. Это рождало новое поведение людей в группах.

В опытах мейо было установ, что рабочий не просто экономическ человек, реагирующий только на материал стимулирование. Выяснил, что есть стимулы и посильнее денежн, причем диапозон этих стимулов очень велик. Псих ислед показали, что средн рабоч треб возмож для проявления личных качеств, отдушины для выраж творчес способностей ему необход сознавать что он что-то значит и приносит пользу. Исслед мейо и его коллег полож начало развитию идей о человеке в организации и роли в ней человеч фактора.

Карл Роджерс (1902-1978) теория – организм и личность. Он утверждал, что поведение представляет собой функцию не окруж среды и внешних стимулов, а феноменального поля. Соглас роджерсу, единст способ убедиться в правильности собст восприятия – это проверка точности информации, на которой основыв-ся представл о мире и сравнение ее с информа из других источников. Другими сорвами человек использ сенсорную информацию, дополняя ею сведения, полученные от предшествующ впечатлений. Благод опыту часть феноменального поля дифференцируется, именно это и составляет личность. Личность определ как образ который складыв из восприятий свойств «я» и восприятий взаимоотнош «я» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценностей, связанных с этими восприятиями.

Курт левин (1890-1947)поведение рассматривал как функцию личности и среды. Один тип поведения может больше зависить от личности, например, вычурные манеры, другой – от ситуации, например, стериоотип ритуал салютования флагу. Но все типы поведения всегда оказ-ся продуктом личности и среды и согл теории поля, их обычно можно объяснить на основе этих факторов. Знание теор левина открыв для менеджера широк возмож влиять на повед людей. 1. Можно изменить среду или ситуацию, в котор наход порожд проблемы человек, 2 воздей-ть на личность, в 3 использ комбин всех возможн.

Мендель Рокич (1918-1988) ценностн ориентац он делит на 2 группы: терминальные – цели существования индивида и инструментальн – способы поведения, рассматриваемые человеком в качестве средства достиж целей жизними. Этот метод основ на том, что состав ценностных ориентаций каждого вида одинаков для всех людей. Разница только в степени важности конкурентной цели для кажд человека.

В целом роль и значение теории гуманистич психологии определ выводом о том, что основным мотивом поведения людей явл стремл каждого к самореализ – сделать себя более сильным, а свою жизнь болнн полной, приносящей душевное удовлетворение.

Гуманизм. Это направление возникло как реакция на то, что было воспринято как доминирование психоанализа и бихевиоризма в психологии. Такие мыслители, как А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй и В. Франкл, сосредоточили свое внимание на феноменологии, где первостепенным считался субъективный психический опыт, на холизме, противостоявшем редукционизму бихевиоризма, и на важности стремления к самоактуализации. Основные проблемы гуманизма касаются трудности научной проверки многих из его теоретических понятий. Тем не менее он остается важным подходом к изучению личности и дал начало движению человеческого потенциала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: