Важное место в системе коррекционных мероприятий у больных с нарушениями голоса занимает психотерапия.
Психотерапия предполагает индивидуальный подход к пациенту с учетом его возраста, особенностей личности, характера и длительности расстройства голоса. Основными средствами рациональной психотерапии являются беседа, убеждение, отвлечение, вселение уверенности в успех предлагаемого лечения. Главная задача — активное и сознательное включение пациента в процесс восстановительного лечения, создание положительного фона для адаптации в обществе.
Уже при первой встрече с больным важно установить контакт, найти правильный подход к нему, так как от этого в значительной степени зависит весь дальнейший ход реабилитации. Выявляются жалобы пациента, составляется представление о круге его интересов, отношении к собственному заболеванию, его взаимоотношениях с окружающими, характерологических особенностях ребенка.
Важное внимание уделяется объяснению причин нарушения голоса. Для этого используются специальные схемы. Объясняя механизм нарушения, следует устранить неправильное тягостное представление о болезни, в доступной форме раскрыть механизм нарушения и наметить пути выхода из болезненного состояния. Демонстрация магнитофонных записей голоса детей, прошедших курс лечения, личные встречи с ними оказывают положительное воздействие на пациентов.
|
|
Рекомендуется широко использовать метод отвлечения от болезненной фиксации внимания на голосовых нарушениях, для этих целей можно применять игровые ситуации, различные технические средства, работу над дыханием, артикуляционной моторикой и т.п. Особое значение придается поощрению, так как большинство детей и подростков болезненно переживают свои неудачи, имеют резко заниженный уровень притязания в условиях «неуспеха».
Таким образом, благодаря рациональной психотерапии можно добиться адекватного отношения пациента к собственному голосу (при этом важно исключить как недооценку голосового нарушения, так и переоценку болезненного состояния). Обучающийся должен четко представлять сущность нарушения, видеть перспективу реабилитации и принимать участие в этом процессе.
Не менее важным является обучение методам саморегуляции, в частности, аутогенной тренировке (АТ). Занятия аутогенной тренировкой позволяют путем самовнушения достичь состояния релаксации, мышечного расслабления, а затем проводить целенаправленное воздействие на те или иные вегетативные и психические процессы. С помощью АТ удается сделать детей и подростков более резистентными в отношении
психотравмирующих воздействий, тем самым предотвратить рецидивы.
|
|
Кроме того, АТ позволяет преодолеть мышечное напряжение дыхательной и фонаторной мускулатуры, что в свою очередь закрепляет правильный механизм фонации.
АТ как метод релаксации особенно полезен при гипертонусных дисфониях, узелках и полипах голосовых складок, психогенных афониях, но он используется и при иных нарушениях голоса у лиц эмоционально-возбудимых, неуравновешенных, раздражительных и астенически-ослабленных. Больные па фоне общей и локальной мышечной релаксации овладевают кинестетическими мышечными ощущениями движений глотки и гортани, благодаря чему фонопедические занятия становятся более осознанными и эффективными.