Цель: осознать состояние принятия решения.
Методика: Решению всегда предшествуют сомнения, «замешательство».
1. Подумайте о сомнении, стоящем у вас на пути к принятию решения.
2. Теперь подумайте о том, что вам абсолютно понятно, несложно и не вызывает сомнений. Это может быть идея, ситуация, поведение.
3. Сравните, чем отличается сомнение от понимания.
Сравнение может идти в зрительной, аудиальной или кинестетической модальности. Чаще всего доминирующей бывает зрительная модальность.
Какими субмодальностями отличается сомнение от понимания? Размером картины? Яркостью? Контрастностью? Удаленностью? Подвижностью?
4. Когда у вас будут как минимум два различия, попробуйте изменить сомнение, чтобы оно стало таким же, как понимание. Если не получается, вернитесь назад, найдите еще 2-3 различия и повторите процесс.
5. Вернитесь к проблеме, которую вам нужно решить, и к сомнению, которое стоит у вас на пути. Теперь вы знаете правильный путь к принятию решения.
Упражнение выполняется в парах. После выполнения упражнения тренер инициирует обсуждение.
ГЛАВА XI. РАБОТА С ЧУВСТВАМИ
Типология чувств
Цель: исследование палитры чувств в рамках группового контекста. Научиться отделять чувства от ощущений и мыслей.
Методика: тренер находит среди членов группы человека, который был бы согласен выполнять функции «писца». Задача «писца» состоит в том, чтобы записывать все, что будет придумано участниками во время выполнения данного упражнения.
Далее тренер просит участников называть слова, описывающие «чувства». Упускать что-либо нельзя: допустимы все слова. К концу отведенного времени или когда фантазия участников иссякнет, тренер помогает участникам разнести все записанные слова по категориям, описывающим чувства. При помощи этого приема можно выделить достаточно разнообразную палитру чувств и далее исследовать ее в процессе обсуждения. Категории могут быть, например, такими:
· позитивные чувства;
· негативные чувства;
· распространенные чувства;
· редко испытываемые чувства;
· сложные чувства.