В эту эпоху складывается понятие о личности, которое раскрывается исходя из условий бытия средневекового человека, положения индивида в феодальном обществе. Человек становится личностью в той мере, в какой играет сословно приписанную ему роль. Она воплощает типическое для человека как члена определенной общности. Личность – «микрокосм социально-культурной системы».
Возрастает интерес к самосознанию и самопознанию. Внутреннее чувство как средство самосознания.
Большой вклад внес Пьер Абеляр. Его работы – «История моих бедствий», «Пеерписки Абеляра и Элоизы» – носящие характер исповеди, являются образцом глубокого самоанализа.
Большое значение играет религия. Церковь берет на себя оценку истины. Перестает существовать природоведение, все естественное предается анафеме.
В XI-XIII происходит развитие городов и зарождение буржуазии. Возникают первые университеты, которые являются опорой духовенства и схоластов. Знание приобретает дедуктивно-схоластический характер. Вместо природы изучаются и комментируются в религиозном ключе тексты Священного писания и античные тексты.
Накопление положительных знаний о психике в Средние века резко замедлилось. Изучение душевной жизни подчинено задачам богословия. Но вместе с тем развиваются знания об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной жизни (арабские ученые)
Схоластика.
Три течения:
Номинализм: общие понятия – это создаваемые нашим мышлением названия, имена. Реально существуют только определенные вещи.
Реализм: общие понятия (универсалии) существуют самостоятельно как отдельные предметы.
Концептуализм: хотя идеи отдельно от вещей не существуют, их нельзя признать только словами. Идеи – продукты ума и выражают существенное свойство мысли, но им соответствует нечто в самих вещах.
Фома Аквинский (1226-1274): решал задачу поддержания религиозного мировоззрения в условиях зарождающейся тяги к объяснению природы и ее опытному изучению.
Душа одна, обладает бытием, отдельным от тела (хотя помещается в теле), нематериальным и индивидуальным. Душа – источник движения тела. Способности души:
- разум, воля и пр.
- растительные (вегетативные)
- животные
Соотношение душа/тело=соотношение форма/материя.
Человеческая душа бессмертна, она – принцип всей органической жизни. Но природа ее не вполне божественна, об этом свидетельствует не чисто духовный процесс познания.