Виды спроса: реализованный, неудовлетворенный, формирующийся.
Факторы влияющие на спрос
Экономические (денежные доходы и покупательные фонды населения, их динамика; уровень цен и инфляции; уровень жизни; степень обеспеченности товарами длительного пользования)
Социальные (социальная структура общества; уровень образования; профессиональный состав; культура; обычаи; национальные традиции; мода и т.д.)
Демографические (численность обслуживаемого населения, его половозрастной состав, местожительства, численность и состав семей)
Природно-географические (климат, температура, влажность времен года), рельеф(горы, равнины, наличие водоемов). Сезонность спроса и предложения.
Методы изучения реализованного спроса
-по материалам инвентаризации;
- по данным статотчетности;
- по товарным чекам, ярлыкам;
- путем ежедневной регистрации продаж;
- по специальным карточкам;
- при помощи КС и СКС;
- по количеству товаров, возвращенным поставщикам;
- по устным и письменным опросам.
Материалы изучения покупательского спроса используются при принятии следующих коммерческих решений: для
- определение потребности в товарах
- организации закупок товаров согласования спецификаций на на оптовых ярмарках
- корректировки спецификаций на поставку товаров
- организации дополнительных закупок товаров
- обоснование размещения товарных ресурсов по торговым предприятиям
- формирование конкурентоспособного ассортимента
- управление товарными ресурсами
- организации товароснабжения
составление прогнозов развития рынка