Эмпиризм как направление в теории познания признавал чувственный опыт источником достоверного знания. Эмпиризм близок как рационализму, так и к сенсуализму. Однако отличается от первого тем, что в основу верного мышления кладёт практический опыт, находящий своё подтверждение в теории, или наоборот, выдвигает те теории, которые подтверждаются на практике. Именно связь теории с практикой сделала эмпирическое познание базой науки. Отличие эмпиризма от сенсуализма – в разном их отношении к опыту. Для сенсуалистов практический опыт является необязательным элементом для восприятия и обоснования сущности явлений.
В развитии эмпиризма существовали два его типа: идеалистический и материалистический.
Так, субъективно идеалистический эмпиризм во многом обязан своему существованию опыту внутренних переживаний, которые благодаря рефлексии (обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание) сводят внутренний опыт к внешнему.
Материалистический эмпиризм расцвёл в Новое время. Его представляли Бэкон, Гоббс, Локк, французские материалисты XVIII века. Эта позиция наиболее ярко была выражена Бэконом, полагавшим, что индукция может обеспечить достоверность знания.
|
|
Органическое сочетание опыта внутреннего осмысления, осуществляемого рефлексивным способом, с опытом внешним, воспроизводимым экспериментально, позволяет сказать, что диалектический материализм, удачно сочетая оба направления эмпиризма, подтвердил их истинность в своих законах, которые в равной мере распространяются как на мышление, так и на мир.