Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.
Характерными чертами налога как платежа, исходя из вышеприведенного определения, являются:
1. Обязательность – обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, что свидетельствует о том, что уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер.
2. Индивидуальная безвозмездность – характеризуется односторонностью, безэквивалентностью и безвозвратностью налогов.
3. Отчуждения денежных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
4. Направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).[2]
Характерными чертами сбора как взноса являются:
1. обязательность;
2. возмездный характер отношений между государством и налогоплательщиком.
Экономическая сущность налога проявляется в выполняемых им функциях:
1) фискальная функция вытекает из самой природы налога и представляет собой изъятие части дохода у физических и юридических лиц в пользу государства;
2) регулирующая функция – при помощи данной функции государство, используя налоговые ставки, налоговые льготы, изменение сроков уплаты налога и другие инструменты налогового регулирования, вмешивается в экономику страны и перераспределяет финансовые ресурсы по предприятиям, отраслям, регионам.