Пед псих. –это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.
Термином «Пед.псих.» обозначаются 2 науки: 1 – базовая наука (изучает природу и закономерности процесса воспитания и обучения); 2 – прикладная наука (ислользует достижения всех отраслей психологии для совершенствования пед.практики).
Предмет пед.пси. включает 3 раздела: психология обучения; психология воспитания; психология учителя.
Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения.
Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.
|
|
Предмет психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности.
Общая задача пед.псих. - выявить, изучить и описать психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.
Задачи:
1) раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
2) определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация);
3) определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия;
4) определение особенностей организации и управления УД обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
5) изучение психологических основ деятельности педагога;
6) определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
7) определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний;
8) разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др.
|
|
Все методы, используемые в пед.псих. делятся на:
- организационные (они касаются целей, содержания, структуры, организации проводимых исследований, их состава и подготовки).
- процедурные (касаются форм реализации проводимого исследования в целом и его отдельных частей).
- оценочные (включают в себя способы психолого-педагогического оценивания результатов исследования).
- методы сбора данных и обработки (методы, с помощью которых собираются необходимая информация о испытуемом; методы, служащие для преобразования первичных качественных и количественных результатов исследования в теоретические и практические психолого-педагогические выводы и рекомендации).
Так же выделяют:
- Эмпирические, при которых осуществляется внешне реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.
- Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее - предметом исследования).
- Интерпретационно-описательные, при которых субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).