Воспитание отдельных категорий детей

Агрессивные: Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

- стремление привлечь к себе внимание сверстников;

- стремление получить желанный результат;

- стремление быть главным;

- защита и месть;

- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Стратегии воспитания у родителей по отношению к своим детям:

1. Резкое подавление агрессивного поведения ребенка: при этом ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другoe время и в другом месте. Здесь ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения

2. Игнорирование агрессивных вспышек ребенка: при этом ребенок продолжает действовать агрессивно. Ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера.

3. Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим: скорее всего ребенок научится управлять своим гневом. Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей.

Модификация поведения — нейтральный способ контроля — предполагает использование поощрения и наказания. Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду. Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Чтобы устранить агрессивные формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

Медлительные: Здесь нервные процессы тоже сильные, но преобладает не процесс возбуждения, а процесс торможения. Дети такого типа отличаются спокойным поведением, им несвойственно бурное выражение эмоций. Плачут они редко, радость выражают умеренно, как правило, не смехом, а улыбкой.

Дети этого типа медлительны, невозмутимы и благодаря ровному, спокойному поведению не доставляют обычно хлопот, но их медлительность может раздражать взрослых. Воспитателю надо постараться помочь ребенку преодолеть присущую ему инертность, а не сердиться на него за медлительность. Для того чтобы дети овладели всеми необходимыми для их возраста умениями и навыками, от взрослых требуется изрядное терпение.

Медлительные дети обычно отдают предпочтение спокойным занятиям. Они чаще всего равнодушны к подвижным играм. Поэтому воспитателю необходимо привлекать их к играм, требующим движения.

Малоподвижным, инертным детям взрослые должны помочь стать более активными, подвижными. Если специально не позаботиться об этом, они могут расти неинициативными, необщительными, неуклюжими, односторонне развитыми.

Гиперактивные: Такие дети слишком чувствительны к различным радражителям. Ребенка невозможно уложить спать, а если он спит, то урывками, беспокойно. Для гиперактивных детей всевозможные аллергии - не редкость.

Помимо избыточной двигательной активности, гиперактивность характеризуется еще и беспокойством, посторонними движениями. Для них характерна также двигательная неловкость и неуклюжесть,навязчивые движения, частые смены настроения, присуща импульсивность в поведении, причем проявляется она как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении школьных заданий и выражается в том, что ребенок действует, не подумав. Гиперактивным детям сложно концентрировать и удерживать внимание, что является одной из причин плохого выполнения заданий на уроках в школе.

Наряду с трудностями концентрации внимания им свойственна выраженная отвлекаемость.

В воспитании таких детей необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений.

Нужно давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Поддерживать дома четкий распорядок дня.

Психотерапия и обучение помогают детям и их семьям освоить методы, способствующие уменьшению и контролированию симптомов, связанных с этим заболеванием. На сеансах психотерапии дети учатся таким социальным навыкам, как умение ждать своего хода, просить помощи или делиться игрушками. Дети также учатся контролировать такие эмоции как злость, гнев и становятся более организованными. Семейная терапия или обучение родителей помогает семье приобрести навыки воспитания, способствующие развитию у ребенка правильного поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: