I тип рассогласования психического развития: между мотивационной и операциональной сферой.
Варианты:
A) операциональная отстает от мотивационной (педагогическая запущенность);
Б) мотивационная сфера отстает от операциональной (интеллектуальная пассивность);
B) отстает операциональная и мотивационная сфера (общее
отставание в учении и отклонение в поведении).
II тип рассогласования психического развития: между
компонентами внутри операциональной сферы.
Варианты:
Б) отдельные компоненты учебной деятельности (учебные цели, операции, самоконтроль) не согласуются друг с другом (неумение учиться);
В) обучаемость отстает от обученности (низкая обучаемость);
Г) отстает интеллектуальная инициатива (низкий уровень развития способностей).
III тип рассогласования психического развития: между компонентами внутри мотивационной сферы.
Варианты: А) умение ставить цель отстает от мотивов (слабая волевая
активность);
внутренняя мотивация отстает от внешней стимуляции
|
|
Б)
(учится под давлением извне);
В) реально действующие мотивы отстают от осознаваемых мотивов (низкий уровень воспитанности);
Г) притязания и самооценка отстают от реальных возможностей удовлетворить свои притязания (аффект неадекватности — акцентуация характера).
IV тип рассогласования психического развития: между внешними социальными условиями и внутренним отношением ребенка к ним.
Варианты:
A) возможности удовлетворения жизненно важных потребностей ограничены вследствие депривации (материнской,
сенсорной, двигательной, познавательной);
Б) адекватные формы поведения отстают от требований окружающей внешней среды (дезадаптация);
B) целостность образа «Я» отстает от умения назвать конкретные признаки своей личности (дезинтеграция);
Г) отдельные стороны развития личности не согласуются друг с другом как следствие педагогических ошибок взрослых (низкая воспитуемость);
Д) реальное поведение отстает от общепринятых норм (девиантное поведение);
Б) отдельные компоненты учебной деятельности (учебные цели, операции, самоконтроль) не согласуются друг с другом (неумение учиться);
В) обучаемость отстает от обученности (низкая обучаемость);
Г) отстает интеллектуальная инициатива (низкий уровень развития способностей).
III тип рассогласования психического развития: между компонентами внутри мотивационной сферы.
Варианты: А) умение ставить цель отстает от мотивов (слабая волевая
активность);
внутренняя мотивация отстает от внешней стимуляции
Б)
(учится под давлением извне);
В) реально действующие мотивы отстают от осознаваемых мотивов (низкий уровень воспитанности);
|
|
Г) притязания и самооценка отстают от реальных возможностей удовлетворить свои притязания (аффект неадекватности — акцентуация характера).
IV тип рассогласования психического развития: между внешними социальными условиями и внутренним отношением ребенка к ним.
Варианты:
A) возможности удовлетворения жизненно важных потребностей ограничены вследствие депривации (материнской,
сенсорной, двигательной, познавательной);
Б) адекватные формы поведения отстают от требований окружающей внешней среды (дезадаптация);
B) целостность образа «Я» отстает от умения назвать конкретные признаки своей личности (дезинтеграция);
Г) отдельные стороны развития личности не согласуются друг с другом как следствие педагогических ошибок взрослых (низкая воспитуемость);
Д) реальное поведение отстает от общепринятых норм (девиантное поведение);
3) искаженные социальные нормы, включающие совершение асоциальных поступков, противоправных действий не согласуются с общепринятыми социальными нормами (девиантное поведение).
V тип рассогласования психического развития: между компонентами внутри психосоматической сферы.
Варианты:
A) между отдельными проявлениями отставания в учебе —
низкий темп усвоения знаний, большое количество ошибок, неэкономичность, преобладание репродуктивного уровня (задержка психического развития);
э) между отдельными типами отставания — повышенная утомляемость и истощаемость, низкие энергетические возможности, слабая память и внимание вследствие перенесенных заболеваний (астенические состояния);
B) между отдельными типами отставания — тяжелыми психическими переживаниями и неадекватностью эмоциональных реакций (реактивные состояние и конфликтные переживания);
Г) между отдельными проявлениями отставания — снижение слуха, зрения, понижение двигательных функций (нарушение в работе анализаторов, опорно-двигательного аппарата).
Характеристика типов и вариантов психического развития личности
Рассмотрим более подробно каждый из пяти типов названных рассогласований в психическом развитии отстающих в обучении и отклоняющихся в поведении детей и подростков и их варианты (всего выделен 21 вариант).
/ тип рассогласования (между мотивационной и операциональной сферой личности учащегося) включает в себя три
варианта:
мотивационная сфера опережает операциональную (например, желание учиться есть, а способами учебной деятельности ребенок не владеет). Данный вариант рассогласования проявляется в том, что операциональная сфера отстает от желания учиться;
мотивационная сфера отстает от операциональной, то есть желание учиться отстает от умения учиться; ребенок отстает и в операциональной, и в мотивационной сферах, то есть ребенок не умеет и не желает учиться.
Приведем краткое описание, иллюстрируемое фрагментами из психолого-педагогических характеристик отстающих в учении школьников с I типом рассогласования (между мотивационной и операциональной сферами).