Как разработать авторскую технологию обучения?

(Эвристическое предписание)

1. Есть ли реальные, объективные предпосылки в разработке вашей авторской технологии:

а) известны ли вам теории и технологии, которые вы хотели бы развить, адаптировать применительно к себе;

б) если да, то чем они вас привлекают и в чем не устраивают;

в) есть ли реальная база (материальная, организационно-педагогическая, экспериментальная) для разработки авторской технологии обучения?

2. Каковы приоритетные проблемы, цели, идеи вашей авторской технологии?

3. Как изменяется логика курса, содержание обучения формы и методы обучения при разработке авторской технологии обучения?

4. Учитывает ли ваша авторская технология уровень мотивации, учебных и творческих способностей учащихся? В какой степени она личностно-ориентирована?

5.В какой степени ваша авторская технология отвечает критериям: диагностичности целей обучения; воспроизводимости; гарантированности качества обучения; учета возрастных и индивидуальных способностей учащихся; комплексного применения дидактических средств обучения; оптимальности затрат сил и времени учащихся и вашего?

6. Продумайте и разработайте методику диагностики, оценки эффективности вашей авторской технологии по сравнению с традиционной; ранее применяемой:

а) уточнение критерий, диагностические задания, задачи, совокупность контрольных работ, которые вы будете применять;

б) если можно, то до начала основного эксперимента проведите поисковые эксперименты.

7. Обсудите, если это, возможно, свою авторскую технологию с экспертами, учеными, имеющими опыт исследовательской работы в данной области и пользующимися вашим доверием.

8. Систематически улучшайте, совершенствуйте вашу авторскую технологию обучения.

В заключение следует отметить, что в разработке авторской технологии обучения в последние годы прослеживаются следующие прогрессивные педагогические тенденции:

- увеличение эвристических возможностей традиционно применяемых форм обучения, увеличение удельного веса творческих задач, заданий, проблемных ситуации;

- гибкое сочетание, интеграция различных форм организации обучения, особенно сочетание (соединение) урока с другими формами организации обучения (урок-семинар, урок с элементами лекции, урок типа литературного салона, урок пресс-конференция, урок деловая игра, урок-дискуссия, урок в форме «круглого стола» и т.д.);

- увеличение удельного веса самостоятельной работы учащихся (активное использование для этих целей тетрадей на печатной основе, карточек дифференцированных заданий, использование аудио-, видео-, компьютерных средств и соответствующих заданий, самостоятельная работа в библиотеке, работа над рефератами, проектами и т.д.);

- усиление диалогичности практически всех форм организации обучения, придание диалогу более открытой формы, усиление его доверенности, побуждение учащихся к творческой и одновременно критической мыследеятельности;

- совершенствование техники педагогического сотрудничества, сотворчества учителя и учащихся в поиске новых идей, в решении учебных проблем, разработке учебных проектов;

- усиление диагностичности, гибкое сочетание перспективного и оперативного контроля за учебной деятельностью практически во всех формах организации обучения;

- уплотнение информации, изложение материала крупными блоками, особенно теоретического;

- систематическая работа над развитием и совершенствованием обще учебных умений учащихся;

- усиление внутри предметных и меж предметных связей в понятиях, теориях, в практических умениях и навыках учащихся;

- усиление гуманистической и гуманной составляющей любой из известных нам авторских технологий обучения;

- гибкое сочетание и взаимопереплетение передового отечественного и зарубежного педагогического опыта.

Реформы в сфере образования – это система нововведений, направленных на конкретное преобразование и радикальное улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы их управления в целом.

Среди позитивных тенденций в инновационных процессах реформирования среднего образования в России в последние годы можно отметить следующее:

- появилось много авторских концепций и новых моделей школ, лицеев, колледжей, гимназий;

- осуществляется переход массовой средней школы на вариативные программы, методики обучения и воспитания;

- разрабатываются региональные программы развития образования, учитывающие социально-экономические особенности субъектов Российской Федерации;

- на основе идей гуманизации и гуманитаризации активного обновляется содержание общего среднего и профессионального образования;

- все формы, методы, сам процесс обучения и воспитания перестраиваются с учетом личностно-ориентированого подхода к совершенствованию образования;

- все большее число образовательных учреждений из режима функционирования переходит в режим творческого саморазвития;

- в наиболее продвинутых в инновационном плане образовательных учреждений создаются диагностические службы (валеологические, психологические, социологические, педагогические, службы оперативной и комплексной диагностики личности и коллектива);

- возрастает интерес к пониманию того, что воспитанию духовно и физически здоровой личности должен быть отдан приоритет. Появилось много технологий обучения, которые дают достаточно высокий уровень гарантий их эффективности;

- управление качеством образования все более строится на диагностической основе, на выявлении резервных возможностей личности учителя и ученика, а также классного коллектива;

- идет непрерывный процесс обучения, переподготовки учительских кадров, при этом все большее внимание уделяется не только психолого-педагогической компетентности учителя, но и развитию его методологической культуры как учителя-исследователя.

Показатели и критерии эффективности творческой самореализации учителя

Направления творческой самореализации Показатели эффективности Критерии оценки
1.Преподаватель-исследователь Наличие личной творческой концепции преподавания; степень оригинальности и новизны методики (технологии) уроков Научность, обоснованность, учет типологии личности учителя, оригинальность, новизна, эффективность
2.Воспитатель-исследователь Создание личной творческой концепции воспитания; степень оригинальности и новизны методики (технологии) уроков Актуальность, практичность, учет типологии личности воспитателя, эффективность, обоснованность, системность
3.Методист-исследователь Построение методической работы с использованием средств педагогической диагностики; степень методологической культуры Диагностичность, эффективность, прогностичность, концептуальность, научность, обоснованность
4.Ключевые способности к творческой самореализации Способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности, видеть проблемы, к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к программированию своей деятельности, к творческой рефлексии, к генерированию идей, к воплощению творческого замысла.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: