(Эвристическое предписание)
1. Есть ли реальные, объективные предпосылки в разработке вашей авторской технологии:
а) известны ли вам теории и технологии, которые вы хотели бы развить, адаптировать применительно к себе;
б) если да, то чем они вас привлекают и в чем не устраивают;
в) есть ли реальная база (материальная, организационно-педагогическая, экспериментальная) для разработки авторской технологии обучения?
2. Каковы приоритетные проблемы, цели, идеи вашей авторской технологии?
3. Как изменяется логика курса, содержание обучения формы и методы обучения при разработке авторской технологии обучения?
4. Учитывает ли ваша авторская технология уровень мотивации, учебных и творческих способностей учащихся? В какой степени она личностно-ориентирована?
5.В какой степени ваша авторская технология отвечает критериям: диагностичности целей обучения; воспроизводимости; гарантированности качества обучения; учета возрастных и индивидуальных способностей учащихся; комплексного применения дидактических средств обучения; оптимальности затрат сил и времени учащихся и вашего?
|
|
6. Продумайте и разработайте методику диагностики, оценки эффективности вашей авторской технологии по сравнению с традиционной; ранее применяемой:
а) уточнение критерий, диагностические задания, задачи, совокупность контрольных работ, которые вы будете применять;
б) если можно, то до начала основного эксперимента проведите поисковые эксперименты.
7. Обсудите, если это, возможно, свою авторскую технологию с экспертами, учеными, имеющими опыт исследовательской работы в данной области и пользующимися вашим доверием.
8. Систематически улучшайте, совершенствуйте вашу авторскую технологию обучения.
В заключение следует отметить, что в разработке авторской технологии обучения в последние годы прослеживаются следующие прогрессивные педагогические тенденции:
- увеличение эвристических возможностей традиционно применяемых форм обучения, увеличение удельного веса творческих задач, заданий, проблемных ситуации;
- гибкое сочетание, интеграция различных форм организации обучения, особенно сочетание (соединение) урока с другими формами организации обучения (урок-семинар, урок с элементами лекции, урок типа литературного салона, урок пресс-конференция, урок деловая игра, урок-дискуссия, урок в форме «круглого стола» и т.д.);
- увеличение удельного веса самостоятельной работы учащихся (активное использование для этих целей тетрадей на печатной основе, карточек дифференцированных заданий, использование аудио-, видео-, компьютерных средств и соответствующих заданий, самостоятельная работа в библиотеке, работа над рефератами, проектами и т.д.);
|
|
- усиление диалогичности практически всех форм организации обучения, придание диалогу более открытой формы, усиление его доверенности, побуждение учащихся к творческой и одновременно критической мыследеятельности;
- совершенствование техники педагогического сотрудничества, сотворчества учителя и учащихся в поиске новых идей, в решении учебных проблем, разработке учебных проектов;
- усиление диагностичности, гибкое сочетание перспективного и оперативного контроля за учебной деятельностью практически во всех формах организации обучения;
- уплотнение информации, изложение материала крупными блоками, особенно теоретического;
- систематическая работа над развитием и совершенствованием обще учебных умений учащихся;
- усиление внутри предметных и меж предметных связей в понятиях, теориях, в практических умениях и навыках учащихся;
- усиление гуманистической и гуманной составляющей любой из известных нам авторских технологий обучения;
- гибкое сочетание и взаимопереплетение передового отечественного и зарубежного педагогического опыта.
Реформы в сфере образования – это система нововведений, направленных на конкретное преобразование и радикальное улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы их управления в целом.
Среди позитивных тенденций в инновационных процессах реформирования среднего образования в России в последние годы можно отметить следующее:
- появилось много авторских концепций и новых моделей школ, лицеев, колледжей, гимназий;
- осуществляется переход массовой средней школы на вариативные программы, методики обучения и воспитания;
- разрабатываются региональные программы развития образования, учитывающие социально-экономические особенности субъектов Российской Федерации;
- на основе идей гуманизации и гуманитаризации активного обновляется содержание общего среднего и профессионального образования;
- все формы, методы, сам процесс обучения и воспитания перестраиваются с учетом личностно-ориентированого подхода к совершенствованию образования;
- все большее число образовательных учреждений из режима функционирования переходит в режим творческого саморазвития;
- в наиболее продвинутых в инновационном плане образовательных учреждений создаются диагностические службы (валеологические, психологические, социологические, педагогические, службы оперативной и комплексной диагностики личности и коллектива);
- возрастает интерес к пониманию того, что воспитанию духовно и физически здоровой личности должен быть отдан приоритет. Появилось много технологий обучения, которые дают достаточно высокий уровень гарантий их эффективности;
- управление качеством образования все более строится на диагностической основе, на выявлении резервных возможностей личности учителя и ученика, а также классного коллектива;
- идет непрерывный процесс обучения, переподготовки учительских кадров, при этом все большее внимание уделяется не только психолого-педагогической компетентности учителя, но и развитию его методологической культуры как учителя-исследователя.
Показатели и критерии эффективности творческой самореализации учителя
Направления творческой самореализации | Показатели эффективности | Критерии оценки |
1.Преподаватель-исследователь | Наличие личной творческой концепции преподавания; степень оригинальности и новизны методики (технологии) уроков | Научность, обоснованность, учет типологии личности учителя, оригинальность, новизна, эффективность |
2.Воспитатель-исследователь | Создание личной творческой концепции воспитания; степень оригинальности и новизны методики (технологии) уроков | Актуальность, практичность, учет типологии личности воспитателя, эффективность, обоснованность, системность |
3.Методист-исследователь | Построение методической работы с использованием средств педагогической диагностики; степень методологической культуры | Диагностичность, эффективность, прогностичность, концептуальность, научность, обоснованность |
4.Ключевые способности к творческой самореализации | Способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности, видеть проблемы, к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к программированию своей деятельности, к творческой рефлексии, к генерированию идей, к воплощению творческого замысла. |
|
|