Тактика Направления избирательной кампании

В основе построения тактики лежит выделение в избира­тельной кампании ряда относительно независимых составля-


ющих или направлений. Организация кампании, как и любо­го другого сложного процесса, невозможна без ее разделе­ния на отдельные направления: иначе она становится неуправляемой.

Направления избирательной кампании подразделяются на основные (базовые), обращенные непосредственно к изби­рателям, и обеспечивающие (вспомогательные). При этом базовые направления, в свою очередь, различаются по спо­собам, которыми осуществляется воздействие на избирате­лей.

При таком подходе в избирательной кампании можно вы­делить восемь направлений: два базовых и шесть обеспечи­вающих.

К базовым направлениям относятся следующие.

1. Агитационно-рекламное: воздействие на избирателей че­
рез СМИ, наружную рекламу и распространяемые агитаци­
онные материалы. К этому направлению относится также
разработка основных агитационных материалов избиратель­
ной кампании.

2. Оргмассовое: непосредственное воздействие на избирате­
лей кандидата и его команды. Сюда же относится и создание
самой команды кандидата, наращивание ее сил по ходу изби­
рательной кампании.

Обеспечивающие направления не выходят напрямую на избирателей. Они предназначены для поддержки работы ба­зовых направлений. К обеспечивающим направлениям изби­рательной кампании относятся:

информационно-аналитическое обеспечение;

взаимодействие с государственными, коммерческими и

общественными организациями;

юридическое обеспечение;

техническое обеспечение;

финансовое обеспечение;

проектирование и управление избирательной кампанией. Перед тем как перейти к более подробному рассмотрению


21.


Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний


Планирование и управление избирательной кампанией




задач, решаемых в рамках направлений ИК, необходимо ос­тановиться на главном принципе построения тактики ИК — принципе тотальности.

Как правило, ограниченность материальных, временных и кадровых ресурсов не позволяет кандидату решать все зада­чи каждого из направлений ИК на одинаково высоком уров­не. Иногда некоторые задачи (или целые направления) могут вообще не задействоваться. В этом нет ничего страшного: конкуренты испытывают те же трудности. Однако, вводя не­избежные ограничения на построение своей ИК, недопусти­мо нарушать при этом принцип тотальности, который гласит: в ходе избирательной кампании все ее направления обяза­тельно должны быть отслежены, а все возможные агитаци­онные ниши — заполнены.

Под отслеживанием направления мы понимаем здесь на­личие в плане кампании соответствующего раздела, а в шта­бе — ответственного за данное направление, даже при условии, что первоначально в рамках некоторых направле­ний не планируется никаких мероприятий.

Как видно из приведенной формулировки, принцип тоталь­ности охватывает как организационную (направления), так и собственно агитационную составляющую тактики. Остано­вимся на этих двух его сторонах более подробно.

ИК в одномандатном избирательном округе далеко не все­гда требует ведения всех ее возможных направлений. Одна­ко в ходе выборов кандидат, независимо от его желания, может столкнуться с неожиданными проблемами, решение которых требует задействования направлений, первоначально не запланированных. Соблюдение принципа тотальности в части отслеживания всех направлений ИК обеспечивает готовность кандидата и его штаба к подобным сюрпризам. Неважно, что при этом один сотрудник штаба будет отвечать сразу за несколько направлений, и что план работы по некоторым из них будет состоять лишь из пункта «Оперативная реакция на текущую обстановку». Отслежи-


вание направления как раз и подразумевает постоянную го­товность к реакции на возникающие в ходе кампании про­блемы. Отсутствие такой готовности обязательно приведет к тому, что кандидат постоянно будет сталкиваться в ходе кам­пании с неожиданностями, причем, как правило, в самый не­подходящий момент.

Агитационная сторона принципа тотальности еще важнее.

Как правило, в ходе кампании основная ставка делается на несколько ударных проектов (основные мероприятия), кото­рые и должны принести голоса избирателей. В зависимости от ситуации и масштабов кампании в состав основных мероп­риятий могут входить: полный обход округа «от двери к две­ри» и (или) серия телепередач; создание и обыгрывание одного или нескольких ярких информационных поводов и т.д.

Основные мероприятия являются своеобразными изюмин­ками кампании. При этом часто возникает соблазн, прежде всего из соображений экономии, свести всю кампанию лишь к основным мероприятиям. Например, кандидат ограничива­ется телерекламой и (или) обходом квартир, не используя при этом такие средства воздействия на избирателей, как радио, газеты, плакаты, листовки, агитация по телефону и т.д. В ре­зультате кампания, как правило, проигрывается: кандидат, завоевав голоса избирателей, не в состоянии их удержать. Его отсутствие в важных агитационных нишах (при условии, что конкуренты эти ниши активно использовали) вызывает рас­терянность у его сторонников, порождает сомнения в его силе и серьезности намерений.

Единственный способ не попасть в такую ситуацию зак­лючается в том, чтобы строго придерживаться принципа то­тальности. Кандидат обязан обозначить свое присутствие в каждой из агитационных ниш, которые используют его кон­куренты. Пусть это присутствие будет в несколько раз менее интенсивным, чем у противников; здесь важно именно обо­значиться. Сторонники кандидата обязательно заметят такое присутствие, они даже будут искать его: «А где там наш?».


 

Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний

Принцип тотальности, таким образом, предназначен не для завоевания, а для удержания голосов. Его последовательное применение вдохновит сторонников и еще раз убедит их в правильности сделанного выбора. Если средства позволяют вам использовать тотальность по полной программе, «зада­вив» своим присутствием конкурентов в большинстве агита­ционных ниш, то вы дополнительно добьетесь деморализации противников и создадите у избирателей ощущение предоп­ределенности своей победы. Кстати, таким приемом часто пользуются представители власти, баллотирующиеся на вы­борную должность.

Естественно, принцип тотальности (как, впрочем, и все общие принципы построения избирательных кампаний) нельзя применять бездумно. Если кандидат озабочен исклю­чительно тотальностью своей кампании, то ни к чему, кроме как к распылению средств, такой подход не приведет. Всегда следует помнить, что тотальность сама по себе не обеспечи­вает победы, даже в том случае, когда средства кандидата позволяют вести кампанию по схеме «сила есть — ума не надо». Тотальность лишь обеспечивает удержание голосов, завоеванных путем реализации основных мероприятий. Если средства ограничены, всегда лучше отступить от тотальнос­ти, чем проводить основные мероприятия в ущербном вари­анте. В первом случае вы рискуете потерять завоеванные голоса, во втором — вы их просто не завоюете.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: