Факторы, повышающие и понижающие эффективность психологического консультирования

Как любое дело, психологическая консультация имеет своё логическое завершение в виде определённого результата. Эффективность (результативность) психологического консультирования – его конечный итог – определяется наличием положительных изменений у клиента на психическом и поведенческом уровнях.

Результат консультирования может быть успешным, неуспешным и средним и, как правило, проявляется через определённый временной промежуток. Однако уже в конце консультации специалист может наблюдать положительные изменения в эмоциональном состоянии клиента.

Оценка результативности психологического консультирования определяется не только наличием объективных показателей (тесты), отслеживающих положительные изменения на психоэмоциональном уровне клиента, но и субъективный уровень оценки, который зависит от того, кто оценивает эффективность консультации: Специалист; Клиент;Вовлечённые лица (родственники, лечащий врач, педагог, социальный работник).

Можно встретить достаточно большое разнообразие комбинаций данных позиций при оценивании успешности консультации, наиболее желательной из которых будет взаимная удовлетворённость результатом всех сторон.

К признакам результативности консультирования, объединяющим объективные и субъективные уровни оценивания, с позиции Р.С. Немова можно отнести следующие: Субъективное совместное чувство удовлетворения после психологической консультации как у психолога-консультанта, так и у клиента;

Данная субъективная удовлетворённость подтверждается объективными данными (изменением отношения к проблеме у клиента, результатами психологического исследования);
Наличием положительных изменений, которые и были целью психологического консультирования; Влияние на один аспект изменило другой (например, положительные изменения на личностном плане в положительную сторону изменили межличностные отношения).
Таким образом, на успешность процесса консультирования влияют объективные и субъективные факторы.

Субъективные факторы: Кто оценивает (консультант, клиент, вовлечённые лица);
Позиция оценивающего (понимание сути проблемы, скрытых механизмов, желание и возможность решить данную проблему или признать её решение);
Присутствие у клиента искреннего желания решить предъявленную проблему;
Ощущение клиентом безопасности в процессе консультирования.
Безопасность клиента в процессе консультирования гарантируется правилом анонимности.

«Правило анонимности» заключается в том, что любая информация, сообщаемая клиентом консультанту, не подлежит разглашению. Исключение составляют конкретные ситуации, о которых клиент предупреждается заранее.

К таким ситуациям относятся: клиент собирается или находится в состоянии, в котором может совершить действия, угрожающие своей жизни и здоровью; клиент представляет угрозу для жизни и здоровья других людей; информация о противоправных действиях клиента в прошлом. Кроме того, специалист имеет право использовать, без дополнительного согласия на то клиента, результаты консультирования в научной и исследовательской деятельности.
Объективные факторы.

Профессионализм консультанта (образование, опыт, психологическое здоровье);
Следование консультанта правилам консультирования.

Основные правила ведения консультативного процесса:
1. Уделять до восьмидесяти процентов времени на сбор информации. Это важно: только обладая полной информацией о проблеме, консультант может дать правильные рекомендации для её разрешения. Данное правило обусловлено тем, что рекомендации должны быть не просто алгоритмом, способствующим разрешению проблемы, но алгоритмом индивидуальным, учитывающим не только личностные особенности клиента, но и специфику ситуации, в которой находится данная личность.

2.Перед тем, как исследовать способы решения проблемы, предлагать рекомендации, необходимо изучить индивидуальные особенности клиента, систему ценностей и убеждений, социальные условия его жизни.

3.Специалист должен помнить: никогда в процессе консультирования перед ним не стоит задача «расколоть» или «переиграть» клиента. Специалисты, в компетенцию которых входит психологическое консультирование, относятся к представителям помогающих профессий и, соответственно, их основная цель – помощь

4. Консультант должен встретиться с клиентом в его, а не в своём мире. Постигнув мир клиента, специалист может дать разумные рекомендации по её разрешению. Если этого не произойдёт, то консультант будет решать не проблемы клиента, а свои.

5. Предложение клиенту истолкования его исповеди консультантом должно происходить в предположительной, а не безапелляционно-утвердительной форме. Безапелляционный тон является элементарным проявлением невежливости и невоспитанности. Кроме того, подобный тон может нарушить раппорт, вызвать негативные чувства в клиенте по отношению к специалисту, «включить» систему психологической защиты.

6.Возражения клиента на понимание консультантом сути его проблемы, способы её разрешение не всегда являются сигналом неверного толкования. Они могут быть проявлением защитной реакции в том случае, если консультант прав или попыткой проверки сомнений клиента по поводу истинности мнения консультанта (сомнения как завуалированная просьба, обращённая к консультанту, доказать его правоту).

7.Разделение личных и профессиональных отношений. Одно время в зарубежной практической психологии дискутировался вопрос о возможности вступления консультанта и клиента в личные отношения и влиянии данных отношений на процесс терапии. Общий вывод дискуссии представляет собой редкий образец единодушия: данного события необходимо избегать, а если это произошло, процесс терапии прервать, перенаправив клиента к другому специалисту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: