Факультеты: лечебно-профилактический, медико-профилактический, фармацевтический
Продолжительность занятия 3 часа.
Вопросы для подготовки
1. Старение. Определение понятия. Общая характеристика изменений в организме. Старение физиологическое и ускоренное (патологическое).
2. Причины старения. Теории старения. Их классификация.
3. Генетические теории, свободнорадикальная теория, иммунологическая, теломеразная теории и др.
4. Молекулярные механизмы старения. Процессы повреждения и адаптации при старении. Явление витаукта. Явление апоптоза.
5. Изменение активности ферментов при старении.
6. Изменения в работе нейро-эндокринной системы при старении.
7. Изменения обмена веществ при старении.
8. Изменения белкового обмена при старении.
9. Изменения липидного обмена при старении.
10. Изменения углеводного обмена, нарушения интеграции и регуляции обменов.
11. Изменения водно-солевого обмена и КОС при старении.
12. Особенности обмена веществ в отдельных органах при старении (эритроцит, лейкоцит, печень, кожа и др.).
|
|
13. Характеристика важнейших лабораторно-диагностических биохимических параметров при старении.
14. Принципы и методы замедления процесса старения. Геропротекторы. Определение понятия. Классификация. Влияние на метаболизм.
Практическая часть занятия.
1. Исследование концентрации холестерина (общего белка и глюкозы) в периферической крови практически здоровых людей зрелого, пожилого и старческого возраста.
2. Изучение результатов исследования по уровню перекисного окисления липидов и биологическому возрасту пациентов зрелого, пожилого и старческого возраста (ситуационные задачи).
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
(для преподавателей)
Факультеты: лечебно-профилактический, медико-профилактический, фармацевтический
Курс: 2
1. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Особенности метаболизма при старении
2. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Сформировать у студентов представление об изменении обмена веществ в организме при старении.
3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
3.1. Обсудить со студентами теоретический материал о причинах, механизмах старения и изменении важнейших видов обмена веществ, его интеграции при старении.
3.2. Рассмотреть теоретический материал по особенностям возрастзависимого изменения важнейших лабораторных биохимических показателей периферической крови у практически здоровых людей.
3.3. Дать представление студентам в ходе выполнения ими лабораторных работ об изменении концентрации общего холестерина (общего белка) в пробах периферической крови практически здоровых людей зрелого и пожилого (старческого) возраста.
|
|
3.4. Изучить и обсудить со студентами возрастные особенности готовых результатов биохимических лабораторных исследований периферической крови людей с учетом их биологического и паспортного возраста (в ходе решения ситуационных задач), наметить пути коррекции ускоренного старения.
3.5. Обобщить теоретический материал, результаты лабораторной работы и ситуационных задач, сделав выводы об изменении обмена веществ, возможности его лабораторной биохимической диагностики и коррекции при старении.
4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 3 акад. часа.
5. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: учебная комната
6. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
6.1. Набор для тест-контроля знаний студентов по особенностям обмена веществ в организме при старении.
6.2. Набор ситуационных задач для студентов.
6.3. Микроплакаты, содержащие возрастные нормативы важнейших биохимических показателей периферической крови
6.4. Механизмы геропротекторной терапии газовыми смесями у пациентов разного возраста / В. Н. Мещанинов, Е. А. Сандлер, И. В. Гаврилов и др. // Учебное пособие. – Екатеринбург. – 2000.- 33 с.
6.5. Набор химреактивов для исследования концентрации холестерина.
6.6. Набор химреактивов для исследования концентрации общего белка и глюкозы в периферической крови (делается факультативно или отдельными группами студентов).
6.7. Биообразцы периферической крови людей зрелого, пожилого и старческого возраста.
6.8. Химпосуда, автодозаторы, штативы для пробирок.
6.9 Термостат, центрифуга, фотоэлектроколориметр, водяная баня.
6.10. Микрокалькулятор.
7. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ И БЮДЖЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
7.1. Организационные вопросы – 3 мин.
7.2. Введение. Формулировка актуальности, цели и задач практического занятия – 5 мин.
7.3. Проведение тест – контроля исходного уровня знаний студентов – 15 мин.
7.4. Рассмотрение теоретических вопросов темы – 45 мин.
7.5. Перерыв – 10 мин.
7.6.Самостоятельное выполнение студентами лабораторной работы и составление отчета – 45 мин.
7.7. Решение ситуационных задач, их разбор – 22 мин.
7.8. Подведение итогов занятия - 5 мин.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ.