главной задачей является раскрытие подлинных причин конфликта, истинных целей.
Таким образом, чем строже определен предмет спора, тем у субъекта управления больше шансов локализовать его развитие. Необходимо проработать различные сценарии развития конфликта и своих собственных действий.
Развитие На данной стадии более отчетливо проявляются силы, поддерживающие каждую из конфликтующих сторон или противостоящие им. Увеличивается число факторов, которые необходимо отслеживать для сохранения контроля над развитием конкурентных отношений.
Принимая решение, субъект управления конфликтом должен опираться на более широкий круг информации, повышая ее. Расширяя информационное поле контроля.
Особенно высоко напряжение в конфликтах, ведущихся на уровне ценностей, что касаются нравственной самооценки сторон, представлений о чести и достоинстве.
В самом общем плане принято выделять три основных типа взаимоотношений между сторонами конфликта: конкурентный, индивидуалистический, кооперативный.
|
|
Таким образом, необходимо целенаправленно искать выигрышную тактику, изменяя структуру и способы собственных действий.
Окончание Это наиболее сложная фаза, ибо от результата окончания спорных отношений зависит заново складывающийся баланс политических сил.
два основных варианта окончания конфликта —
1 достижение примирения сторон
2 их непримиримость.
варианты: Конфликт «круговое движение»(при неразрешимости)
Примирение может носить характер полного или частичного урегулирования, либо разрешения конфликта. Также конфликт может разрешиться сам по себе, без попыток его сознательного регулирования.
пути примирения сторон:
1 компромисс
2. принуждение (при явном превосходстве одной стороны над другой);
3 изоляция одной стороны конфликта, ее ослабление
4 уничтожение, «тотальное истребление противника»
5 переговоры (наиболее распространенный способ). эффективность переговоров повышаются, если последовательно отделять существующие проблемы от субъективной заинтересованности участвующих в споре людей. Обещание уступок увеличивает шансы прийти к соглашению.
В этом смысле особую роль играет умение субъекта управления конфликтом использовать типичные для общественного сознания политические символы, стереотипы, стандарты мышления, олицетворяющие победу, поражение или другие оценки, стимулирующие массовую активность людей. (Например, в военных действиях неудачу чаще всего символизирует падение столицы или пленение лидера.)
Из сказанного видно, что способность властей, а равно и всех иных политических субъектов, решать насущные задачи на каждом из этапов протекания конфликтов дает им дополнительные возможности для эффективной реализации своих целей и интересов в политическом процессе.
|
|
Политический кризис - это такое состояние политической системы общества, которое выражается в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности, во всеобщем недовольстве. Политический кризис отражает резкое обострение социально-политических противоречий, расстройство прежних общественных отношений, недовольство народа властью или недоверие народа к власти.
Некоторые военно-политические кризисы нового и новейшего времени:
Англо-португальский кризис 1889—1890,Берлинский кризис 1961 года, Карибский кризис (1962),Польский политический кризис 1968,Израильско-ливанский кризис (1982),Конституционный кризис в России (1992—1993),Межвоенный кризис в Чечне (1998),
Грузино-российский кризис (2008),Политический кризис в Таиланде (2008).
Конкретными проявлениями политического кризиса могут быть:
- паралич власти, проявляющийся в неспособности государства и его органов выполнять необходимые функции;
- распространение политических идей, отрицающих ценности политической системы, переживающей кризис;
- наличие двоевластия;
- активная оппозиционная деятельность.
Причинами кризиса нередко являются: падение уровня жизни народа, несовпадение индивидуальных, групповых и общественных ценностей, религиозный фанатизм, падение доверия народа к институтам власти, потеря правительством авторитета.
Политические кризисы, как и конфликты, многообразны. Они могут охватывать всю политическую систему общества, так и ее отдельные элементы. Виды полит кризисов: внутриполитические и внешнеполитические. Внутриполитические кризисы могут быть общенациональными и «частными»: правительственный, парламентский, конституционный, общенациональный кризисы. Выделяют также кризис политической системы.
Правительственный кризис отражает неспособность правительства управлять обществом. Чаще кризисы случаются в тех странах, где правительство формируется на многопартийной основе. Его может спровоцировать выход из правительства части министров одной из партий правительственной коалиции.
*44. Технологии контроля и управления политическими конфликтами
Сущность управления и контроля за конфликтами
Как показывает практический опыт, различные субъекты, либо участвующие в конфликте, либо вовлеченные в его течение в качестве посредника, чаще всего стремятся к управлению конфликтом или к установлению (в той или иной форме) контроля за ним. В частности, контроль как форма сознательного воздействия на политический конфликт предполагает трехступенчатую программу действий:
> осуществление превентивных мер в виде выявления основных элементов в поле конфликта (причин, состава не всегда очевидных участников спора, позиций и т.д.), анализа взаимодействия сторон и мониторинга событий;
> выявление факторов, как способствующих усилению интенсивности конфликта (конфликтогенных факторов), так и препятствующих его эскалации, в результате чего проясняются основные направления действий субъектов контроля;
> предупреждение перехода конфликтов из стадии спора к стадиям, на которых возможны насилие и рост политической напряженности; минимизация степени социального возбуждения, вызываемого течением политического конфликта в смежных областях политической (общественной) жизни, чтобы не сдетонировать более широкие, дополнительные потрясения, на регулирование которых будет необходимо тратить дополнительные ресурсы и энергию. В результате формируются определенные ограничения деятельности контролирующих субъектов, в рамках которых развитие конфликта избегает трансформации в кризисы и катастрофы.
|
|
В отличие от контроля управление конфликтами представляет собой форму целенаправленного влияния на различные компоненты конкурентного взаимодействия сторон, предполагающего повышение соответствия их состояния сознательным намерениям того или иного субъекта.
В этом смысле управление — это не просто более сложный тип сознательного конструирования действительности, но и более затратный тип деятельности, требующий большего применения сил, энергии и ресурсов для достижения цели.
Более того, осуществление управленческого воздействия на развитие конфликта непосредственно зависит от той модели соперничества, которой придерживается воздействующий на него субъект. В частности, в научной литературе выделяется несколько таких моделей, среди которых присутствует так называемый «инженерный подход», авторы которого трактуют конфликт как определенное изменение ситуации, требующее известной «достройки» либо в области структуры, либо поведения той или иной стороны, либо иных компонентов. В том случае, если удается верно определить этот критический для всей конструкции элемент и добиться его сознательной модификации в нужную сторону, то можно уверенно управлять течением событий.
Сторонники «гуманистического» подхода отстаивают иную модель действий, согласно которой управление конфликтом возможно только на основании постоянного сближения позиций сторон при помощи проведения консультаций, экспертиз, деятельности посредников и арбитров. В «управленческой» модели упор делается на формулировке субъектом управления таких выдвигаемых перед сторонами конфликта задач, решение которых позволит им сблизить свои позиции и свои цели и примирить интересы.
На практике, как правило, используют те или иные сочетания подобных установочных моделей, на базе которых вырабатываются соответствующие технологии контроля и управления конфликтами.
|
|
Основные стратегии управления конфликтами
Следует заметить, что различные модели управления конфликтами, ориентирующиеся на организацию сознательного воздействия на течение конфликтов и подчинение их интересам управляющих субъектов, предполагают разные стратегии с довольно разными, а порой и противоположными целями. В качестве наиболее значимых стратегий, в рамках которых формируются собственные технологии по сознательному воздействию на конфликт, можно выделить следующие характеризующие их цели:
==>•¦ инициация конфликта, подразумевающая перманентное обострение имеющихся в обществе противоречий, усиление эскалации конфликтов и консервацию остроконкурентных отношений с целью порождения ситуации, которую можно было бы использовать более эффективно, чем это мог бы сделать противник (например, правящий режим может выдвигать неприемлемые условия для сотрудничества с оппозицией, надеясь на истощение ее сил или на компрометацию ее в глазах общественного мнения как не стремящуюся к общественному согласию);
==>•¦ рутинизация конфликта, означающая сознательное поддержание возникшей напряженности в отношениях сторон, с целью использования ее в собственных интересах;
— степень открытости политической системы (отражающей, к примеру, наличие или отсутствие в ней «предохранительных клапанов», способных защитить правящие структуры от наиболее агрессивных форм политического протеста);
— уровень сплоченности конфликтующих групп и интенсивность внутренних взаимоотношений их членов;
— характер вовлеченности широких социальных слоев в спорные взаимоотношения;
— эмоциональная насыщенность политического поведения групп и граждан и их способность к самоограничению своих властных притязаний и т.д.
Что касается стратегии разрешения конфликта, то ее технологии, как правило, всегда подразумевают не односторонние, а двусторонние действия партнеров. Это означает, что достигнутое в результате их применения соглашение между сторонами расценивается всеми участниками как справедливое и честное, они добровольно принимают условия соглашения без давления извне, конфликт исчезает из «повестки дня», а между бывшими участниками спора устанавливаются позитивные отношения (К. Митчелл).
*45. Понятие и виды избирательных систем; их характеристика
В широком смысле избирательная система - это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов. В своей основе эта система регулируется как конституционным правом, так и неправовыми нормами - корпоративными нормами общественных объединений, участвующих в выборах (уставы и другие документы политических партий), обычаями и традициями, нормами политической морали, этики и т. д. В узком смысле избирательная система - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц.
Виды избирательной системы.
Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, где избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того. какое это большинство - относительное, абсолютное или квалифицированное, мажоритарная система имеет разновидности. Эта система может применяться как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах.
При М.С. для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс 1 голос),и системы относительного большинства (США, Великобр,Канада, Фр и т.д.), где для победы достаточно хотя бы немного опередить других претендентов.
При применение принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь 2 кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).
Мажоритарная система квалифицированного большинства - это система, при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивших квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и превышает большинство абсолютное. Эта система применяется редко, так как еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. Например, в Чили палата депутатов избирается по двухмандатным избирательным округам. Партия, собравшая 2/3 от общего числа действительных голосов, получает оба мандата от округа.
Пропорциональная система. Суть п. с состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями(т.е. число мандатов, получаемых политическим объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов). Главное достоинство этой системы- представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике целом.
Однако пропорциональная система имеет и недостатки. Важнейший их них- относительно меньшая стабильность правительства. Характерно для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же во многом разнородных по своим целям партий часто приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису.
Система единственного непередаваемого голоса заключается в том, что в многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов (т. е. относительное большинство). Эта система требует от партий умения точно прогнозировать свой электорат, так как, если выдвинутых партией кандидатов окажется слишком много, голоса избирателей могут рассеяться между ними, и кандидаты не будут избраны.
Полупропорциональные системы стремились сгладить недостатки мажоритарной системы, не переходя к пропорциональной. Данная система направлена на обеспечение частичного меньшинства, для чего применяяись системы ограниченного вотума, система единственного непередаваемого голоса, система комуляяивного вотума.
Смешанные системы используются в ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать или существенно смягчить их недостатки. Например, в Германии смешанная система применяется при выборах Бундестага. Половина его депутатов избирается в одномандатных избирательных округах, охватывающих территорию страны, по мажоритарной системе относительного большинства. Другая половина депутатов избирается по германским землям (субъектам федерации), представляющим собой многомандатные избирательные округа, на основе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, по системе пропорционального представительства с 5-процентным заградительным пунктом распределением по правилу наибольшего остатка. Похожие системы действуют в Болгарии, Грузии, Литве, Италии, России.
В России было принято одно из правил пропорц. системы- голосование по партийным спискам. Жесткие списки- когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках. Полужесткие- в этом сл. обязательно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов.(преференций). Свободные- распределение всех депутатских мест просиходит всоотвествии с преференциями избирателей. На посл выборах были жесткие списки.
В последние 10летие некоторые организации (ООН, партии зеленых) исполбзуют консенсусную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е ориентирована не на критику портивника, а на нахождение наиболее приемлемых для всех кандидата или избирательной платформы. Т.е избиратель голосует не за одного, а за всех (обяз больше 2х) кандидатов и ранжирует их список в порядке собсвенных предпочтений, затем эти предпочтения оцениваются по 5б шкале, баллы суммируются, появляется победитель
*46. Избирательные технологии ИС
ИС – сис-ма мероприятий, акций воздействия на общество, кот. имеет целью повысить авторитет кого-то из политиков или какого-то избирательного объединения, партии, или наоборот понизить этот авторитет.
Создание штаба: главный распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, координатор графика кампании, технический секретарь и помощники. + доверенные лица, группа поддержки кандидата, группа социально-политологического обеспечения, состоящая из профессиональных политологов, социологов, психологов, юристов, имиджмейкеров, а также активисты-добровольцы и агитаторы, спонсоры кампании и некоторые другие ее активные участники.
Разработка плана: анализ и оценка политической ситуации и уязвимых для кандидата мест, стратегия, тактика и график кампании, структура управления ею и ее бюджет.
Ресурсы: Материальные, временные, человеческие.
Главное условие: примерное равенство ресурсов среди конкурентов:
-выравнивание избирательных фондов с помощью государственного финансирования, ограничение частных поступлений и т.д.
-обеспечение приблизительно равного доступа к СМИ
-строгий запрет использовать государственные средства для получения преимуществ на выборах.
Акции:
-Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов)
-Агитационная программа «От двери к двери»
-Телефон как средство агитации. «Телефонное внедрение».
-Кампания агитационных пикетов. «Говорящие» пикеты.
-Листовочная кампания. Рассылка и разноска агитационных материалов
-Организационное обеспечение агитационных встреч кандидата с избирателями
Избирательные технологии включают в себя легитимные и нелегитимные методы