Задание 1. Инструкция по выполнению упражнений: «Объясните в доступной форме автору высказывания, о каких психологических механизмах, явлениях, закономерностях говорится в его высказывании. Ориентируйтесь на возможные варианты ответов».
1. «Он совсем не интересуется мальчишески делами, у него нет друзей среди мальчиков, он все время поводит с девочками, даже шьет с ними» (о мальчике 9 лет).
Варианты понятий для объяснения: индивидуальные особенности; идеал человека; неполноценность; идентификация.
2. «Она невозможный ребенок. Никого не слушается» (о девочке 6 лет).
Варианты понятий для объяснения: акцентуация характера; темперамент; уровень умственного развития; психопатология.
3. «Он крадет и раздает украденное в классе» (о мальчике 8 лет).
Варианты понятий: комплекс не полноценности; психологическая дистанция; инфантилизм; полевое поведение; структура детской группы; защитный механизм личности.
4. «Он вообще не может говорить на уроке. Встает и мычит, еле слово выдавит из себя» (о мальчике 9 лет). Варианты понятий: невротизм; аутизм; произвольность; уровень речевого развития; диалогическая речь.
|
|
5. «Он врет и не краснеет» (о мальчике 7 лет). Варианты понятий: эмоциональное развитие; фантазия; Я-концепция; шизоидность; девиантность.
6. «Он на нас вообще не обращает внимания» (о мальчике 6 лет). Варианты понятий: инфантилизм; эгоцентрическая позиция; интеллектуальная не зрелость; аутизм.
7. «Противный такой, все делает наоборот» (о мальчике 3 лет) Варианты понятий: кризисное состояние; эмоциональная тупость; интеллектуальное недоразвитие.
8. «Я схожу с ума, когда вижу, как она пишет» (о девочке лет). Варианты понятий: функциональная незрелость; аграфия; действия восприятия; пространственное мышление.
9. «Мне легче на двух работах отработать, чем с ним уроки делать» (о мальчике 10 лет) Варианты понятий: позиция родителей; ответственность; Я-концепция; самоконтроль.
10. «Он всегда все старается один делать, некомпанейский человек» (о мальчике 12 лет). Варианты понятий: темперамент; аутизм; интраверт; невротизм; образ Я.