Настроение "мы самые лучшие" повышает, конечно, чувство приверженности фирме, но и притупляет реакцию на изменения рынка.
Регулярное сравнение с конкурентами укрепляет связь с рынком не меньше, чем изучение спроса. Эта работа пока не поставлена на "XL" сколько-нибудь сие-
темно, хотя, как показывает мировая и отечественная практика, отсюда могут быть сильные импульсы для развития бизнеса.
Сравнение с конкурентами обычно проводится по трем направлениям:
- "bench-marking", т. е. определение своего реального места по силе позиции
на рынке по наиболее значимым признакам;
- мониторинг новшеств конкурентов, т. е. действий, изменений, которые они
производят в продукции, ценах, управлении и т. д.;
- оценка фокуса конкуренции, т. е. того, на что покупатели сейчас больше реа
гируют (цена, модель, способы построения отношений с клиентом и пр.),
с целью его смещения на свое конкурентное преимущество.
Тогда изменения на рынке не только не застанут "XL" врасплох, но, наоборот, послужат средством активизации продаж.
|
|
V. УПРАВЛЯЕМОСТЬ ФИРМЫ
Единственная из всех проблем, четырежды отобранная экспертами в графы и дважды повторившаяся в корнях графов, - № 32: "Разрастание структуры фирмы усиливает риски неуправляемости: согласованность действий, осуществ-ляемость и качество решений, обратная связь и т. д.".
Она подтверждает всеобщий закон: если рост не подкрепляется развитием, организация теряет управляемость.
Достаточно взглянуть на список оргпатологий глазами ведущих сотрудников и руководителей фирмы: мы видим, что симптомы таких опасных заболеваний, как Б-5 "Рассеивание целей фирмы на уровне подразделений и сотрудников" отмечены 10 из 15 участников работы по самодиагностике1, по 5 раз отмечены патологии типа А-2 "Автаркия подразделений" (т. е. замкнутость их на собственных целях в отрыве от целей других подразделений и фирмы в целом), В-7 "Демоти-вирующий стиль руководства". Четверо участников выделили В-4 "Разрыв междурешениями и их реализацией" и В-6 "Подавление развития функционированием".
А если обратиться к оценкам теми же участниками перечня типичных управленческих ошибок российских руководителей, то там мы видим примерно такие же акценты применительно к ситуации в "XL".
Рассмотрим это подробнее.