Что такое развивающий материал? Как Вы сейчас увидите, это совокупность проблематизирующих высказываний на данную тему по разным аспектам аттракт-функции фирмы1. Я собирал эти высказывания несколько лет: половина из них - мои наблюдения за работой моих клиентов, другую половину я собрал из специальной литературы, даже из газет. Некоторые я менял, дополнял в зависимости от реакции тех, кому я предлагал их в консультационном процессе. Сгруппировал их затем так, чтобы некоторые акценты повторялись на разные лады и задавали своего рода установки для продвижения практикума. Группировки у меня получились такие:
"О клиентах",
"Продавцам",
"Правила",
"Ситуации,"
"Понятия",
"Руководителям".
На листах формата А1 они у меня набраны крупным шрифтом, так чтобы размещенные там высказывания читались из глубины зала. Я прикрепляю очередной лист к стене, затем приподнимаю нижний край листа близко к его верхнему краю и закрепляю его скотчем, чтобы закрыть до поры до времени текст. А затем, опуская нижний край листа на одно высказывание, предлагать участникам каждое из них в отдельности. Когда-то я раздавал участникам листы в формате А4 и предлагал зачитывать каждое высказывание по очереди. Но вскоре я убедился, что они начинают жадно читать все, их внимание рассеивается, они не работают в унисон и даже начинают между собой обсуждать какие-то высказывания, до которых еще очередь не дошла. Кроме того, я убедился в том, что если они видят каждое высказывание в отдельности и одновременно все вместе, то эффект, ценность и значимость каждого высказывания для них существенно возрастают.
|
|
Каждый лист сверху содержит инструкцию по работе с ним. В центре располагается почти одинаковая на всех 6 листах просьба: "Пожалуйста, прочтите внимательно и отметьте вертикальными палочками...". Дальше идут указания, что отметить слева и что отметить справа от каждого высказывания. По-
1Я начал работать по этой методике с 1996 г. и применял ее в самых разных организациях, выпускники Школы консультантов по управлению существенно расширили круг ее применения вплоть до общеобразовательной школы, где в качестве условных клиентов были родители.
этому сначала я открываю эту просьбу-инструкцию. Прошу кого-нибудь из участников громко и отчетливо зачитать ее. И таким образом аудитория настраивается на дело и оказывается в состоянии заинтересованного ожидания. После этого я обнажаю первое высказывание, т. е. закрепляю нижний край листа точно под ним. И снова прошу кого-нибудь следующего, например сидящего рядом, так же внятно, слышно для всех зачитать.
|
|
Почему важно, чтобы читал не консультант, а участники практикума? Во-первых, таким образом снижается монотонность звучания одного и того же голоса. Мужские, женские голоса разных тембров и силы создают некий контрапункт голосу консультанта. Во-вторых, зная, что каждому нужно будет читать по очереди, они более внимательно следят за происходящим. В-третьих, такое зачитывание усиливает некоторый эффект участия в общей работе.
После каждого высказывания я обращаю в зал каскад вопросов, направленных на проблематизацию участников и побуждающих их к осмыслению и непосредственной реакции на смысл высказывания: согласие, отрицание, уточнение. Интерпретации через собственный опыт, споры и т. д. Некоторые из вопросов, которые задаю я сам, или же они порождаются залом, я выношу на отдельный плакат на флип-чарте в качестве названий некоторых проектов, подлежащих разработке в ближайшем будущем.
Сейчас я постараюсь максимально близко к реальности воспроизвести ход такой работы. Я буду шрифтами отделять высказывания, помещенные на листах, от собственных устных комментариев и вопросов, которые я произношу сразу же после того, как кто-то из участников громко зачитает очередное высказывание с листа. Разумеется, в моем устном тексте много импровизаций, появляющихся в зависимости от ситуации, собственных догадок и даже иногда в пикировании с кем-то из участников. В такие моменты я не ставлю задачу что-то доказать, в чем-то убедить - надо только возбудить интерес, мышление, побудить задуматься.
Приступим.