Зачастую мы видим на экране плоскостное изображение. Оно не имеет ни глубины, ни объемности, ни перспективы, и зритель воспринимает его трехмерным только на основе своих привычных жизненных впечатлений (по соотношению размеров людей, животных, деталей, предметов, находящихся на первом плане и на более отдаленных планах, по контрасту изображения, по характеру падающих теней и по многим другим признакам).
Как же получается, что трехмерная натура выглядит на экране двухмерной? Человеческое зрение бинокулярно (в переводе - двуглазое); оно имеет две точки зрения, отдельно для правого и отдельно для левого глаза. «Зрение» кинокамеры монокулярно (то-есть одноглазое). Оно обладает только одной точкой зрения - точкой зрения объектива. Поэтому зрение у человека стереоскопично, а видеокамера обычно передает изображение в плоскости.
Чтобы изображение на экране приблизить к окружающей нас действительности, необходимо при композиционном построении кадра создать иллюзию глубины, стереоскопичности и пространственности. Для этого кадр надо строить многоплановым. Чем больше в нем планов, тем сильнее ощущается глубина. Правильное нахождение первого плана, сопоставление его со вторым и более отдаленными планами сразу создает эффект глубины и пространственности.
|
|
Люди, детали, предметы по мере их удаления от видеокамеры становятся на изображении меньше и не такими четкими по очертанию. Перспективное сопоставление обычно создает глубинное построение кадра. Эффектно выглядят уходящие вдаль линии железнодорожных путей, дорог, каналов и рек. Они хорошо подчеркивают в кадре пространственность и перспективу.
Итак, используя многоплановость, создавая перспективные сопоставления, можно добиться ощущения глубины изображения.
Очень важно для композиции кадра светотональное решение. Правильные переходы освещения от кадра в кадр играют большую роль в композиции. Например, нельзя сначала снимать против солнца вечерний закат над рекой, а затем, перейдя на более крупный план, снимать группу людей на берегу этой же реки, но повернувшись спиной к заходящему солнцу. Получится явное нарушение световой композиции.
Перемещая действующих лиц, детали и предметы в кадре, правильно используя освещение, добиваются создания разницы в контрасте и идентичности общего тона изображения. Кроме того, при композиционном решении кадра учитывают темп и ритм движения.
Но, конечно, самое главное при работе над композицией кадра — стремиться к наибольшей выразительности в передаче изображения.
Композиционное построение кадра всегда должно отличаться ясностью идеи, простотой, доходчивостью. Любое решение должно исходить из замысла фильма, подчиняться верной общей идее целого, опираться на хороший вкус.
|
|
Планы съемок
Мы уже говорили о различных планах съемки. Теперь расскажем о них более подробно и отметим их роль как важнейших средств изображения. Они применяются отнюдь не произвольно, а подчиняются законам по-
строения фильма, которые обязательны, как и правила грамматики и синтаксиса в языке.
Основными планами, как уже говорилось, являются общий, средний и крупный. Иногда устанавливается и более детализированное деление планов, которое мы и приводим.
Дальний план снимается с отдаленной точки, в мелком масштабе. Это многопредметный план. Он позволяет показывать в кадре большую группу людей и окружающее пространство: поля, горы, улицы и так далее, дает возможность открывать зрителю на экране перспективу изображения. При этом отдельные объекты - поезд, дерево, здание, человек - занимают незначительную часть кадра.
Общий пла н охватывает обстановку и знакомит зрителя с местом, в котором будут разыгрываться последующие события. План этот носит обзорный, информационный характер. Поэтому общим планом снимают обычно кадры в начале фильма или отдельных эпизодов, Это как бы преддверие к дальнейшему действию. Общий план передает местный колорит, за исключением тех случаев, когда им пользуются для показа движений, захватывающих большое пространство: скачек, велосипедных гонок, футбольного состязания.
Средний - дальний план показывает людей во весь рост, на всю высоту кадра, от нижней до верхней рамки. Он укрупняет ранее показанное общим планом, приближает объект съемки к зрителю, уточняет информацию и акцентирует внимание на чем-то определенном, заслуживающем внимания.
Средний план изображает людей еще крупнее, приближенно, не во весь рост, а до колен. Он дает как бы часть общего плана, значительно сильнее подчеркивая развитие действия. Его применяют, прежде всего, в сценах, требующих пространственного перемещения действующих лиц. На этом плане хорошо передается движение, отчетливо видны жесты действующих лиц.
Надо учитывать, что для общей характеристики обстановки на кадрах, снятых средним планом, изображение чересчур велико, а для передачи мимики действующих лиц мало, так как черты лица выглядят слишком мелкими.
Но зато средним планом можно укрупненно показать характерные частности общего плана, привлечь внимание зрителя к главному в кадре.
В первом плане человек входит в кадр до пояса. Это преддверие крупного плана. На первом плане можно показать все, чего не дали общий и средний. Здесь уже видны и мимическая игра действующих лиц и подробности в их костюмах. Первый план настораживает зрителя, останавливая его внимание на особенно значимом в кадре.
Крупный план показывает голову человека до плеч, лицо человека, его мимику и характерные черты. Он дает возможность раскрыть тончайшие душевные переживания действующего лица, его внутренний мир, усилить впечатление зрителя от увиденного, приблизить его к событиям. Короче говоря, используя этот план, можно лучше всего передать эмоциональное и психологическое состояние человека.
Заметим, что при съемке на 8-миллиметровую пленку часто пользуются крупным планом вместо общего или среднего. К этому приходится прибегать, так как иначе качество изображения из-за малого формата кадра получается неудовлетворительным.
Кадры крупного плана необходимы любому фильм. Они сильнее и глубже, чем другие, вовлекают зрителя в события, развертывающиеся на экране.
П л а н - д е т а л ь представляет собой сверхкрупный план. Он акцентирует внимание на какой-либо детали, которая в монтажном сопоставлении с другими планами особо значима не только в данном конкретном случае, но и в дальнейшем развертывании сюжета фильма. Этот план используется, чтобы подчеркнуть кульминационный пункт сцены, а иногда и фильма в целом. Такие кадры — своего рода «восклицательные знаки» в фильме.
|
|
План-деталь показывает увеличенную часть снимаемого объекта: руку, ногу, глаз, циферблат ручных часов, заполняющий весь экран, орден на груди человека, шрам на лице. План-деталь помогает передать, например, дату показом листка календаря; время года — замерзшим окном, веткой сирени или желтым падающим листом; время суток -циферблатом часов или зажженным уличным фонарем, настольной лампой; дождь - водостоком, зонтиком и т. п.
В технических и научных фильмах съемка отдельных деталей сверхкрупным планом применяется для показа работы частей машин, механизмов, шкал приборов, деталей планов, чертежей и рисунков.
Выбор плана имеет решающее значение в композиционном построении кадра. При определении масштабного соотношения плана необходимо ясно себе представить содержание кадра, чтобы выбор того или иного плана был оправдан последующим развертыванием творческого замысла.
Мы уже отмечали, что видео сегодня еще остается двухмерным, поскольку объемные, стереоскопические фильмы пока что широко не применяются из-за сложности их производства и демонстрации.
В создании иллюзии объемности большую роль играют правильно решенный светотональный рисунок кадра, многоплановость кадра и другие приемы композиции. Этому способствует также прием, который называется съемкой с обратной точки.
Он заключается в том, что после съемки какого-нибудь кадра камера переносится на противоположную сторону и оттуда снимается новый кадр (средним или крупным планом, в общих планах такой прием применяется редко).
С обратной точки неизбежно придется снимать, когда надо показать группу людей, сидящих за круглым столом. Если ограничиться здесь съемкой с одной точки, то половина людей будет показана в анфас, а половина спиной. Не будет видно выражения их лиц во время беседы. Но этот прием съемки следует применять либо при искусственном освещении либо в пасмурную погоду во избежание резкого изменения светотонального рисунка в кадре.
|
|
Съемка с обратной точки передает пространственную глубину в плоскости именно тем, что показывает предметы и действующих лиц с противоположной стороны. Такой прием часто применяется для передачи на экране спортивных выступлений и цирковых номеров.