Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов

Указанная дисциплина изучается на протяжении одного семестра. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета. Основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские занятия. В ходе лекцийрассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.

В ходе семинарских занятийуглубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой, кроме того на практических занятиях рассматриваются вопросы применения теоретических знаний на практике.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

–– изучить нормативно-правовые акты;

— изучить рекомендованную учебную литературу;

— дополнить конспекты лекций;

— изучить и законспектировать первоисточники по теме;

— подготовить ответы на все вопросы семинара, решить тестовые задания.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару и практическим занятиям студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя, а также использовать современные профессиональные (нормативные) базы данных (Консультант-Плюс, Гарант, Кодекс, Дельта и др.).

Необходимо уяснить место каждой изучаемой темы в общем курсе «Профессиональная этика», осмыслить те вопросы, которые раскрывают тему. Обращаясь к источникам, конспектам лекций, прочитанному по теме семинарского занятия, студенту следует обратить внимание на новые понятия, а так же на тот материал, который рекомендован для самостоятельного изучения.

К семинару следует составлять план своего выступления по всем вопросам занятия. Выступление на семинаре может быть основным и дополнительным. Основное выступление раскрывает вопрос в общих чертах, а дополнительное выступление уточняет детали, раскрывает частные моменты. Во время выступления студентам разрешается пользоваться не только рабочим планом, но и первоисточниками, учебниками, учебными пособиями. Использование первоисточника не может превращаться в его сплошное чтение. Необходимо учиться свободно излагать материал своими словами. Оценка в журнале выставляется: за полноту, правильность, ответа и его логическую последовательность, творческое видение проблемы, ее связь с предстоящей правоприменительной деятельностью, умение обосновывать собственное мнение, оригинальность мышления (основной ответ); уместное добавление, реплику, удачные примеры (дополнительный ответ).

В ходе изучения курса «Профессиональная этика» предполагается проведение семинарских занятий в интерактивных формах: учебная дискуссия, ролевая игра и анализ конкретных практических ситуаций.

При подготовке к интерактивным занятиям необходимо учитывать специфику каждой из предлагаемых форм. Так, проведение занятия в форме учебной дискуссии предполагает коллективное обсуждение поставленных проблем теории профессиональной этики и психологии. Этот метод позволяет оптимально использовать уже имеющиеся у магистрантов знания по курсу «Профессиональная этика» и смежным дисциплинам, на основе которых ведется научная дискуссия более глубокой проблематики. При подготовке к рассматриваемому виду семинарских занятий необходимо изучить не только предложенную преподавателем специальную литературу по теме, но и дополнительно просмотреть необходимые материалы, в том числе и с использованием информационных, справочных и поисковых систем (Яндекс, Рамблер и т.д.), а также библиотечного фонда Центрального филиала ГОУ ВПО РАП. Готовясь к ведению дискуссии в учебной аудитории, магистрант должен заранее обосновать свою позицию по всем поставленным в плане семинарского занятия вопросам.

Интерактивное общение в учебной аудитории может проводиться и в форме ролевой игры. Этот метод представляет собой непосредственное исследование студентами конкретной заданной преподавателем практической ситуации посредством активного участия в ее инсценировании. При подготовке к ролевой игре студенту необходимо обстоятельно проанализировать категории этики и психологии, определить стили и методики общения.

Метод анализа конкретной практической ситуации предполагает использование ранее накопленных студентом теоретических знаний и навыков в области этики и психологии к их практическому применению в конкретных ситуациях. Подготовка студентов к интерактивному занятию в рассматриваемой форме должна включать в себя изучение практических примеров применения категорий этики и психологии, выявление проблемной ситуации в общении, а также обоснование принятого решения. Особое внимание должно уделяться аналитической работе, когда необходим поиск и анализ нескольких вариантов решения одной проблемы, обозначенной в предлагаемой ситуации общения.

Метод «мозгового штурма» стимулирует студентов, изучающих логику, к быстрому генерированию как можно большего варианта решения задач, требующих развитого логического мышления.

Данная форма интерактивного занятия предполагает не просто показ знаний по теме, но и способности и возможности показать интуицию мышления, его вариативность и нестандартность, креативную природу.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему практическому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Дискуссионные вопросы в ходе самостоятельной работы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради — это способствует более полному запоминанию учебного матери­ала.

На самостоятельную работу обучаемого выносятся темы №1,2,4,5,6,7,8,9,11.

При изучении темы №1 «Предмет, задачи и специфика курса «Профессиональная этика» необходимо углубленно изучить следующие вопросы: «Задачи курса и его роль в становлении профессионального мировоззрения юриста», «Специфика курса для профессиональной деятельности юриста». При рассмотрения поставленных вопросов необходимо изучить следующую литературу: Гусейнов А.А. Этика: учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2008. – С.6-12. Носков Ю.Г. Основы этики профессиональной деятельности юриста. М.: РАП, 2008 с. – С.9-15.

При самостоятельном изучении темы №2 «История этики» обучаемый детально рассматривает следующие вопросы: «Этапы развития этики как науки (Предэтика, Античная этика, Средневековая этика, Этика нового времени, Современная этика)». «Этические теории о происхождении морали». При рассмотрении данных вопросов следует изучить следующую учебную литературу: Гусейнов А.А. Этика: учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2008. – С.14--36. Носков Ю.Г. Основы этики профессиональной деятельности юриста. М.: РАП, 2008 с. – С.17-32.

При самостоятельном изучении темы №4 «Категории этики» следует особое внимание уделить изучению следующих вопросов: «Содержание и особенности категории этики», «Моральные аспекты профессиональной деятельности юриста». Углубленно изучая данные вопросы, следует использовать следующую литературу: Гусейнов А.А. Этика: учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2008. – С.34-56. Носков Ю.Г. Основы этики профессиональной деятельности юриста. М.: РАП, 2008 с. – С.35-45.

При самостоятельном изучении темы №5 «Мораль и право в деятельности сотрудников судебной системы» следует изучить вопросы: «Мораль и право как специфические формы социального регулирования», «Оценочный и нормативный характер морали и права рассмотреть». Для более глубокого изучения темы необходимо использовать следующую учебную литературу: Гусейнов А.А. Этика: учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2008. – С.78-87. Носков Ю.Г. Основы этики профессиональной деятельности юриста. М.: РАП, 2008 с. – С.91-99.

Самостоятельно рассматривая тему №6 «Юридическая этика как вид профессиональной этики» более подробно следует изучить следующие вопросы: «Понятие юридической этики», «Нравственное содержание конституционных норм о правоохранительной деятельности», «Судебная этика, ее содержание и значение». Для более глубокого усвоения материала следует использовать следующую учебную литературу: Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник для вузов / А.С. Кобликов. – 3-е изд., с изм. – М.: НОРМА, 2007. – С.56-6-7, Романов В.В. Юридическая психология: учебник для вузов / В.В. Романов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрлитинформ, 2010. – С.48-56.

Рассматривая самостоятельно тему №7 «Судейская деонтология» следует особое внимание обратить на изучение следующих вопросов: «Кодекс судейской этики как модель поведения и критерий определения меры ответственности за нарушение этических норм», «Ответственность судьи за нарушение этических правил. Федеральный закон РФ «О статусе судей». При рассмотрении этих вопросов необходимо использовать следующую литературу: Кодекс судейской этики [Текст]: утверждён VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. //Вестник ВАС РФ. – 2005 - №2, Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы: Учебно-практическое пособие / Н.Н. Шувалова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. с. – С.23-34.

При изучении темы №8 «Природа и сущность этики профессиональных отношений судьи с участниками судебного процесса» особое внимание обучаемый уделяет рассмотрению следующих вопросов: «Сущность и основные принципы этики профессиональных отношений в суде», «Коллизии выбора этических ориентиров в судебном процессе». Рассматривая данные вопросы, следует изучить следующую литературу: Кодекс судейской этики [Текст]: утверждён VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. //Вестник ВАС РФ. – 2005 - №2,Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник для вузов / А.С. Кобликов. – 3-е изд., с изм. – М.: НОРМА, 2007. – С.123-143, Романов В.В. Юридическая психология: учебник для вузов / В.В. Романов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрлитинформ, 2010. – С.115-125.

Рассматривая самостоятельно тему №9 «Профессиональная деформация специалиста юридической профессии: факторы-показатели, способы профилактики» следует особое внимание уделить изучению следующих вопросов: «Особенности юридических профессий, обуславливающих возникновение профессиональной деформации», «Судейский стресс. Сущность профессионально-нравственной деформации».

При изучении данных вопросов необходимо использовать данную литературу: Кодекс судейской этики [Текст]: утверждён VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. //Вестник ВАС РФ. – 2005 - №2,Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник для вузов / А.С. Кобликов. – 3-е изд., с изм. – М.: НОРМА, 2007. – С.225-243, Романов В.В. Юридическая психология: учебник для вузов / В.В. Романов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрлитинформ, 2010. – С.126-135.

Самостоятельно изучая тему №11 «Этические аспекты профессионального общения», следует подробно рассмотреть следующие вопросы: «Профессиональное общение как социально-психологическая категория», «Коммуникативная культура в профессиональном общении. Коммуникативная компетентность юриста». При рассмотрении данных вопросов следует изучить учебную литературу: Аминов И. И. Психология делового общения: учебное пособие / И. И. Аминов – М.: ОМЕГА-Л, 2007. – С.45-65, Алешина Л.Г. О вежливости, также, о деликатности/ Л.Г. Алешина. – Л., 2005.- С.34-45.

Кроме того, учебным планом предусмотрено выполнение контрольного задания, которые также представляют собой форму самостоятельной работы студента. Контрольные задания должны представляться на кафедру. Проверка заданий осуществляется преподавателем с проставлением результата в ведомости. Каждое задание содержит несколько вариантов, которые определяются для каждого студента индивидуально преподавателем, ведущим дисциплину. Сроки сдачи контрольных заданий устанавливаются учебным отделом филиала совместно с кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ

Вариант 1. Профессиональная этика как специализированная часть этики

Кратко раскройте следующие вопросы:

1. Предмет, задачи и структура дисциплины «Профессиональная этика».

2. Профессиональная этика как прикладная, специализированная часть этики.

3. Соотношение понятий «этики», «мораль», «нравственность».

4. Роль и место профессиональной этики в формировании мировоззрения и ценностных установок юристов.

Практическое задание:

Что изучает этика?

А) то, как человек осваивает, использует и понимает язык

Б) закономерности развития и функционирования психики человека в процессе его жизнедеятельности

В) моральные или нравственные нормы, принципы, требования, которые люди должны соблюдать в своей жизнедеятельности

Г) специфику морально нравственных отношений между людьми

Вариант 2. Этические теории о происхождении морали

Кратко раскройте следующие вопросы:

1. Важнейшие этико-нормативные программы (Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед).

2. Этапы развития этики как науки (Предэтика, Античная этика, Средневековая этика, Этика нового времени, Современная этика).

3. Этические теории о происхождении морали.

4. Мораль как специфический вид социального регулирования.

Практическое задание:

С чем связано происхождение морали?

А) с необходимостью регулирования общественных отношений

Б) создавалась по указанию вождей, жрецов

В) создавалась государством

Вариант 3. Высшие моральные ценности и основные категории этики

Кратко раскройте следующие вопросы:

1. Моральные ценности и нравственные идеалы.

2. Содержание и особенности категории этики.

3. Справедливость как нравственные смысл норм и принципов права в деятельности юриста.

4. Моральные аспекты профессиональной деятельности юриста.

Практическое задание:

Моральные ценности изучает

А) гносеология

Б) аксиология

В) онтология

Вариант 4. Нравственные основы профессиональной деятельности сотрудника судебной системы

Кратко раскройте следующие вопросы:

1. Единство нравственного и правового сознания.

2. Нравственные аспекты профессиональной деятельности сотрудника судебной системы.

3. Справедливость нравственная и справедливость правовая, их различие и равенство. Нравственная допустимость правового принуждения.

4. Моральный выбор юриста: сила права или право силы?

Практическое задание:

Как соотносится профессиональная этика с нормами морали?

А) юридическая этика – это особая мораль

Б) некоторые моральные нормы в юридической этике ограничены

В) юридическая этика изучает применение общих норм нравственности в специфических условиях судебной и следственной деятельности

Г) как общее и часть

Вариант 5. Профессиональный долг, честь и достоинство сотрудника судебной системы

Кратко раскройте следующие вопросы:

1. Профессиональная честь как моральная основа сплоченности служебного коллектива.

2. Долг и моральная ответственность сотрудника судебной системы.

3. Профессиональное достоинство и «честь мундира».

4. Этика легитимного насилия.

Практическое задание:

Понятие профессионального долга включает

А) умения и навыки профессиональной деятельности

Б) честное и бескомпромиссное выполнение профессиональных обязанностей

В) умение найти выход из любой ситуации

Вариант 6. Профессионально-нравственная деформация сотрудников судебной системы

Кратко раскройте следующие вопросы:

1. Профессионально-нравственная деформация личности юриста как отступление от норм и требований профессиональной морали.

2. Причины и структура профессионально-нравственной дефомации личности сотрудника судебной системы.

3. Роль микросреды и негативного авторитета в развитии и проявлении профессиональной деформации.

4. Основные направления профилактики профессионально-нравственной деформации сотрудников судебной системы.

Практическое задание:

Эмпатия - это

А) умение грамотно задавать вопросы

Б) приём повторение фраз в беседе

В) сочувствие позициям, взглядам, поступкам собеседника при отказе от их оценки

Г) уход от обсуждения разногласий

Вариант 7. Служебный этикет в деятельности сотрудников судебной системы

Кратко раскройте следующие вопросы:

1. Сущность, принципы и структура этикета.

2. Ритуалы и церемонии в системе служебного этикета.

3. Служебный этикет и культура поведения сотрудников судебной системы при исполнении служебных обязанностей.

Практическое задание:

Золотое правило нравственности звучит следующим образом:

А) Сдерживай себя во всем, чтобы соответствовать ожиданиям других

Б) поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой

В) Относись к другим как к цели, но не как к средству

Г) Не делай добра, не получишь зла

Вариант 8. Этические особенности межличностного общения юриста

Кратко раскройте следующие вопросы:

1. Принципы межличностного общения: доброжелательность, внимательность, деликатность, тактичность, чувство собственного достоинства.

2. Внешний облик и культура речи юриста.

3. Антиподы этики межличностного общения: расхлябанность, манерность, фамильярность, несдержанность, косноязычие, сквернословие, развязанность.

4. Этические особенности межличностного общения юристов.

5. Проблема сохранения «собственного лица» в конфликтных ситуациях профессиональной деятельности.

Практическое задание:

К основным принципам современного этикета не относится:

А) принцип гуманизма

Б) принцип целесообразности действий

В) принцип приоритета собственной выгоды

Г) принцип этической привлекательности поведения

Вариант 9. Этика профессиональных отношений в коллективе

Кратко раскройте следующие вопросы:

1. Этика взаимоотношений юристов.

2. Этика и психология взаимоотношений начальника и подчиненного.

3. Содержание и характер взаимоотношений юристов в нерабочее время.

4. Культура досуга и эффективность ее организации.

5. Нравственные основы семейно-брачных отношений.

Практическое задание:

Что такое нормы нравственности?

А) правила поведения, устанавливаемые и охраняемые государством

Б) правила поведения, устанавливаемые в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости, долге, чести, достоинстве

В) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности

Г) социально одобряемое поведение человека

Вариант 10. Особенности проявления моральных норм в деятельности юристов

Кратко раскройте следующие вопросы:

1. Содержание и нравственные основы документов, касающихся деятельности юристов.

2. Кодекс чести в деятельности юриста.

3. Нравственные основы профессиональной этики юристов (содержание вопроса раскрывается по роду профессиональной деятельности слушателя).

Практическое задание:

В чем состоит главная цель этики?

А) в оказание помощи юристам в повышении эффективности и качества их профессиональной деятельности

Б) расширение кругозора

В) налаживание межличностных контактов.

Г) определение понятия профессиональной чести и профессионального долга

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля

1. Наиболее полное и научно обоснованное определение этики звучит следующим образом…

А) этика – это знание о морали и нравственности, добре, справедливости, долге, чести и совести в отношениях и поведении людей, социальных групп

Б) этика – это область гуманитарного знания, которая занимается исследованием сущности добродетелей и пороков, нравственного и безнравственного смысла, заключенного в поступках людей

+В) этика - это наука, которая изучает проблемы возникновения, развития и функционирования морали в жизнедеятельности человека и общества

Г) этика это отрасль философии, изучающая специфику морально нравственных отношений между людьми

2. Составляющими понятие морали являются

+А) совокупность норм принципов, идеалов добродетельного поведения

Б) само поведение

В) отноше­ния между людьми.

Г) правила «хорошего тона»

3. Нравственностью может считаться

А) образ идеального поведения людей

+Б) реальное поведение людей на основе представления об идеальном образе поступков и действий

В) позитивные функции поступков

Г) социально одобряемое поведение человека

4. Натуралистическая концепция происхождения морали считает нормы человеческого поведения результатом

А) божественного провидения, откровения.

Б) экономического соглашения в целях взаимовыгодного существования

+В) эволюции природных, инстинктивных форм «доброго» поведения животных в человеческие «осознанные» нормы, стандарты.

Г) политического соглашения межу отдельными социальными группами

5. Мысль о том, что «Добро и зло - это две стороны одной медали» и то, что для одного человека считается добром для другого может оказаться злом высказывали

А) рационалисты

+Б) релятивисты

В) стоики

Г) аскеты

6. Высказывание: «Знание о том, как быть добродетельным является добродетелью» принадлежит сторонникам

А) релятивизма

Б) гедонизма

+В) рационализма

Г) эвдемонизма

7. Высказывание: «Мы не можем изменить окружающий мир, но мы можем изменить свое отношение к нему» принадлежит сторонникам

А) релятивизма

Б) гедонизма

+В) стоицизма

Г) эвдемонизма

8. В главе кодекса судейской этики о правилах поведения судьи во внеслужебной деятельности одним из пунктов является

+А) «Внеслужебная деятельность судьи не должна вы­зывать сомнений в его порядочности и честности»

Б) «Избегать любых контактов с представителями органов уголовного преследования во избежании возможного давления с их стороны на ход и результат процесса»

В) «Судья не может участвовать в общественной дея­тельности»

Г) «Судья не вправе заниматься любым видом коммерческой, научной и педагогической деятель­ности»

9. В главе кодекса судейской этики об особенностях поведения судьи при реа­лизации права на свободу самовыражения и свободу объединения

+А) Судья, как и другие граждане, пользуется свобо­дой слова, вероисповедания, участия в ассоциациях и собраниях; однако, пользуясь упомянутыми правами, судья должен всегда вести себя таким образом, чтобы не умалять уважения к своей должности и сохранять беспристрастность и независимость судебных органов.

Б) Судья не должен создавать ассоциации судей или другие организации и вступать в них для за­щиты своих интересов, совершенствования профессио­нальной подготовки и сохранения своей судебной не­зависимости.

В) Судья имеет право на сохранение своих полномочий в случае выдвижения кандида­том в депутаты в состав органа законодательной (пред­ставительной) власти Российской федерации, органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления либо на иную выборную должность.

Г) Судья вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и де­монстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях

10. Закон Талиона гласит

А) «нет такой тайны, которая не стала бы явью»

Б) «нет такого греха, за который бы не было воздаяния»

+В) «око за око, зуб за зуб»

Г) «единожды солгав, лжешь постоянно»

11. Золотое правило нравственности звучит следующим образом

А) Сдерживай себя во всем, чтобы соответствовать ожиданиям других

+Б) Не делай другим того, чего не пожелаешь себе

В) Относись к другим как к цели, но не как к средству

Г) Не делай добра, не получишь зла

Литература:

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: [cтатья 65 приводится с учетом Указов Президента от 9 янв. 1996 г. № 20; от 10 февр. 1996 г. № 173; от 9 июня 2001г. № 679; от 25 июля 2003 г. № 841; Федеральных конституционных законов от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ; от 14 окт. 2005 г. № 6-ФКЗ; от 12 июля 2006 г. № 2-ФКЗ; от 30 дек. 2006 г. № 6-ФКЗ; от 21 июля 2007 г. № 5-ФКЗ] // Российская газета. – 1993. – 25 дек.; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 1, ч. 1. – Ст. 1, № 30. – Ст. 3745.

2. Федеральный Конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации": одобрен Советом Федерации ФС РФ 26 декабря 1996 г.: [c послед. изм. и доп.; ред. от 05 апреля 2005 г. ] // Собрание законодательства Российской Федерации. -.1997. - N 1. - Ст. 1.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 нояб. 2002 г. № 138-ФЗ [Текст]: принят Гос. Думой 23 окт. 2002 г.: одобрен Советом Федерации 30 окт. 2002 г.: [с послед. изм. и доп.; ред. от 04.12.2007] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 46. – Ст. 4532; 2007. – № 50. – Ст. 6243.

4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля.2002 г. N 95-ФЗ [Текст]: принят Гос. Думой 14 июня 2002 г.: Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 г.: [с послед. изм. и доп.; ред. от 29 апреля 2008 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря.2001 N 174-ФЗ [Текст]: принят Гос. Думой 22 ноября.2001 г.: [с послед. изм. и доп.; ред. от 04 марта.2008] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 52. – Ст. 4921.

6. Кодекс профессиональной этики адвоката [Текст]:принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.:[с послед. изм. и доп.; ред. от 05 апреля 2007 ] // Российская газета.– 05 октября 2007. – № 222.

7. Кодекс судейской этики [Текст]: утверждён VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. //Вестник ВАС РФ. – 2005 - №2.

Основная*

1. Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста / О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2004. – 224 с.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 6-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2009. – 604с.

3. Гусейнов А.А. Этика: учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2008. – 346с.

4. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник для студентов учреждений СПО / Е.А. Красникова. – И.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2004. – 208 с. – (Профессиональное образование).

5. Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник для вузов / А.С. Кобликов. – 3-е изд., с изм. – М.: НОРМА, 2007. – 166 с.

6. Носков Ю.Г. Основы этики профессиональной деятельности юриста. М.: РАП, 2008 с. – 235с.

7. Романов В.В. Юридическая психология: учебник для вузов / В.В. Романов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрлитинформ, 2010. – 525 с.

8. Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы: Учебно-практическое пособие / Н.Н. Шувалова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. с. – 245с.

9. Этика судьи: пособие для судей / Г.Д. Вель, Н.В. Радутная, П. Трюш и др.; науч. ред. Н.В. Радутная; Рос. акад. правосудия. – М.: РАП, 2002. – 211 с.

Дополнительная

1. Аминов И. И. Психология делового общения: учебное пособие / И. И. Аминов – М.: ОМЕГА-Л, 2007. – 304 с.*

2. Алешина Л.Г. О вежливости, также, о деликатности/ Л.Г. Алешина. – Л., 2005.- 267с.

3. Баева Н.А. Сборник тестовых заданий по дисциплине «Юридическая психология» / Н.А. Баева; Российская академия правосудия, центральный филиал, Кафедра уголовно-правовых дисциплин. – Воронеж: Цифровая полиграфия, 2009. – 42 с.*

4. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки/ А.К. Бацбурин, А.Л. Топорков. – Л., 1990.- 321с.

5. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для студентов вузов / В.Л. Васильев. – 6-е изд., доп и перераб. – СПб.: Питер, 2009. – 604 с. *

6. Душкина Е.О. Отставание в психическом развитии несовершеннолетнего как основание для исключения уголовной ответственности / Е.О. Душкина, А.М. Плешаков. – М.: Юрлитинформ, 2008. – 209 с.*

8. Караванов А. А. Краткий курс юридической психологии: учебное пособие / Караванов А.А. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2007. – 330 с.*

9. Профессиональная этика судьи // оtherrefer ats.allbest.ru/ethics/00106315_o.htmp

10. Кодекс деонтологии национальной полиции Франции. Декрет № 86592.: Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. – М., 1997, - С.317-321.

11. Рафшнайдер О. Психология деятельности судьи // www.vsemvsud.ru/articles/psiholoqia-sudei

12. Сорокотягина Д. А. Юридическая психология: учебное пособие / Д. А. Сорокотягина, И. Н. Сорокотягин. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2007. – 222 с.

13. Судебная психиатрия: учебник для вузов / Н.М. Жариков, В.П. Котов, Г.В. Морозов, Д.Ф. Хритинин. – 5-е изд. Перераб. и доп.. – М.: Норма, 2009. – 624 с.*

14. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие. – Воронеж: ВИ МВД РФ, 2007.- 98с.*

15. Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов. – М., 1999.-233с.*

16. Сокова З.К. Профессиональная этика и служебный этикет/ З.К. Сокова. – Орел, 1999. – 213с.

17. Трубецкой Е.П. Энциклопедия права/ Е.П.Трубецкой. – СПб., 1998. – 342с.

18. Фромм Э. Психоанализ и этика/ Э. Фромм. – М., 2006.- 235с.

19. Этика адвоката: основные положения // www. frast. ru / codex. htm.

20. Этикет: умение жить и вести себя дома, в семье и в обществе. – М.: «Цитадель-Триада», 1999. – 210с.

21. Этикет и мы. – М., 2008. – 238с.

22. Этика и мораль: философско-этические проблемы воспитания. – М., 1990.- 321с.

Электронные учебники:

1. Аминов И.И. Юридическая этика [Электронный ресурс]: учебное

пособие / И.И. Аминов. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 239 с. – Режим доступа http://www.iprbookshop.ru/yuridicheskaya-etika.-uchebnoe-posobie.html. – Загл. с экрана (дата обращения: 25.09.2012)

2. Нурлыбаева Г.К. Обучение профессиональной этике в полицейских

вузах Европы [Электронный ресурс] / Г.К. Нурлыбаева. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 191 с. – Режим доступа http://www.iprbookshop.ru/obuchenie-professionalnoj-etike-v-policzejskix-vuzax-evropyi.-monografiya.html. – Загл. с экрана (дата обращения: 25.09.2012)

3. Сорокотягин И.Н. Юридическая психология [Электронный ресурс]:

учебное пособие / И.Н. Сорокотягин. – М.: Дашков и К, 2011. – Режим доступа http://www.iprbookshop.ru/yuridicheskaya-psixologiya.-uchebnoe-posobie.html. – Загл. с экрана (дата обращения: 25.09.2012)

4. Семенова О.В. Юридическая психология [Электронный ресурс]:

учебное пособие / О.В. Семенова. – М.: А-Приор, 2010. – Режим доступа http://www.iprbookshop.ru/yuridicheskaya-psixologiya.-konspekt-lekczij.html. – Загл. с экрана (дата обращения: 25.09.2012)


Вопросы для подготовки к зачету

1. Предмет, задачи и структура дисциплины «Этика», ее место в формировании мировоззрения и ценностных установок, повышения уровня профессиональной и общей культуры людей.

2. Структура науки этики. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

3. Становление этики в различные исторические периоды. Этапы развития этики как науки.

4. Этика Древнего Востока (брахманизм, буддизм, конфуцианство).

5. Античная этика. Основные положения (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур).

6. Средневековая этика (Августин Блаженный, Фома Аквинский).

7. Этика Нового времени и эпохи Просвещения (Г. Гоббс, Б. Спиноза, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Ф. Ницше).

8. Современная этика: этика ненасилия (Л. Толстой), этика благоговения перед жизнью (А. Швейцер).

9. Основные системы религиозной этики.

10.Нравственно-политическая система Конфуция. Этические основы буддизма.

11.Иисус Христос и Его моральное учение.

12.Мухаммед и этические нормы ислама.

13.Мораль: сущность, происхождение и исторические типы.

14.Структура морали. Уровни и основные элементы морального сознания. Функции морали.

15.Сущность этических категорий, их ценностно-ориентационный и нормативно-оценочный характер.

16.Добро и зло как наиболее общие понятия морального сознания.

17.Справедливость как категория этики.

18.Моральный долг как внутренняя потребность судьи.

19.Честь и достоинство - исходная моральная позиция судьи.

20.Смысл жизни и цель жизни. Моральные ценности как ориентиры жизненного самоопределения судьи.

21.Мораль и право как специфические формы социального регулирования.

22.История становления нормативно-регулятивной сферы в обществе.

23.Юридическая этика как вид профессиональной этики.

24.Судебная этика, ее содержание и значение.

25.Пределы этического в судебной деятельности.

26.Проблемы справедливого назначения наказания.

27.Ответственность судьи за нарушение этических правил.

28.Этика предварительного следствия.

29.Судейская деонтология.

30.Кодекс судейской этики как модель поведения и критерий определения меры ответственности за нарушение этических норм.

31.Сущность и основные принципы этики профессиональных отношений судьи.

32.Этические аспекты взаимоотношений судьи с коллегами, представителями органов уголовного преследования.

33.Этические аспекты взаимоотношений судей и адвокатов.

34.Этические аспекты взаимоотношений судьи с подсудимым, потерпевшим истцом и ответчиком.

35.Этические аспекты ведения переговоров с представителями сторон. Этические аспекты взаимоотношений судьи со свидетелями, специалистами, вспомогательным персоналом, экспертами, публикой.

36.Профессиональная деформация специалиста юридической профессии: факторы-показатели, способы профилактики.

37.Судейский стресс

38.Служебная этика и этикет сотрудников судебной системы.

39.Сущность и структура этикета. История возникновения этикета. Основные принципы этикета

40.Сущность вежливости, скромности и тактичности. Доброжелательность и толерантность как сущностные характеристики современного этикета.

41.Профессиональное общение как социально-психологическая категория.

42.Коммуникативная компетентность юриста. Управление профессиональным общением.

43.Виды делового общения. Структура общения. Этико-психологические аспекты восприятия и понимания человека человеком.

44.Особенности профессионального речевого поведения судьи.

45.Невербальный этикет. Культура установления психологического контакта с различными категориями участников судебного процесса.

46.Культура дискуссии.

47.Нравственное значение судебных прений. Этика обвинительной речи прокурора.

48. Этика речи защитника


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: