Лекция 5

Требования к личности консультанта, модель эффективного консультанта.

«Я как инструмент»

Уровень развития личности является главным для консультанта.

Мотивация выбора профессии консультанта:

1. дефицит помощи в раннем детстве – компенсаторное стремление помогать людям

2. собственная травматизация

Характеристика личности консультанта:

Должен быть открытым, тёплым, внимательным, гибким, терпимым.

Были выделены свойства личности для профотбора:

Национальная ассоциация США

- глубокий интерес к людям и терпение в общении с ними (интерес к людям как таковым)

- чувствительность к установкам и поведению других людей

- эмоциональная стабильность и объективность

- способность вызывать доверие других людей

- уважение прав других людей

Комитет по отбору и подготовке консультантов США

- доверие к людям

- уважение ценностей другой личности

- проницательность

- отсутствие предубеждений

- самопонимание

- сознание профессионального долга

Wollberg 1954

- чуткость

- объективность (неотождествление себя с клиентом)

- гибкость

- эмпатия

- отсутствие собственных серьёзных проблем

Вредные черты для консультанта:

- авторитарность

- пассивность и зависимость

- замкнутость

- склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей

- неумение быть терпимым к различным побуждениям клиента

- невротическая установка в отношении денег

A. Gombs

Преуспевающий консультант обычно воспринимает других, как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность.

Модель личности эффективного консультанта:

1. аутентичность. Bugental 1965 – стержневое качество терапевта и важнейшая экзистенциальная ценность. Аутентичность – искренность по отношению к себе и клиентам. 3 основных признака аутентичного существования: полное осознание настоящего момента; выбор способа жизни в данный момент; принятие ответственности за свой выбор. Аутентичное существование высвобождает огромное количество энергии.

2. открытость собственному опыту. Искренность в восприятии и собственных чувств.

3. развитие и самопознание. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймёт своих клиентов и чем больше консультант познаёт своих клиентов, тем больше познаёт и себя. Ограниченность самопознания ограничивает свободу выбора.

4. сила личности и идентичность. Кто я такой? Кем я хочу и могу стать? Чем я хочу и могу помочь другим? Почему для меня важно кому-то помогать?

5. толерантность к неопределённости. Мы никогда не знаем, с каким клиентом и когда столкнёмся.

6. принятие личной ответственности. Консультант несёт ответственность за свои действия, а клиент за свои.

7. глубина отношений с другими людьми. Страх близких отношений. (Концепция Морено). Отношение «теле» – общение свободное от масок, условностей.

8. постановка реалистичных целей. Консультант должен понимать ограниченность своих возможностей, никто из людей не всемогущ. Нет идеальных консультантов.

9. эмпатия. Требования к эмпатии консультанта: она должна быть временной; она нужна не всех этапах консультирования и точно не должны быть вне консультации; она должно быть частична (предотвратит залипание на клиента, на проблему); должна быть заразительна, чтобы в ответ клиент тоже развивал эмпатию по отношению к консультанту.

Эффективный консультант - это, прежде всего зрелый человек, при этом зрелость разделяется на личную и социальную. Schneider 1992 расшифровал: личная зрелость – успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе; социальная зрелость – способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам. Зрелость это процесс, а не состояние, невозможно быть зрелым всегда и везде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: