1.Понятие консультативного контакта
2.Консультативный контакт и теоретическая ориентация консультанта
3. Навыки поддержания консультативного контакта
1. Консультативный контакт определяется как уникальное динамическое взаимодействие консультанта и клиента, в процессе которого клиент при помощи и поддержке консультанта учится использовать свои внутренние ресурсы для позитивного развития личности и актуализации потенциала осознанной жизни, а также между участниками консультирования происходит обмен чувствами, установками, ценностями и т. п. Задача консультанта — постоянное поддержание терапевтического контакта с клиентом в течение всего процесса консультирования, а не только на начальных этапах. Консультативный контакт имеет следующи е характерные особенности:
• эмоциональность, то есть в первую очередь наблюдается активность эмоциональной, а не когнитивной сферы человека и осуществляется ее исследование;
• интенсивность, то есть взаимный обмен переживаниями, чувствами, эмоциями и т. п. между консультантом и клиентом;
• динамичность, подвижность и постоянные изменения в консультационном поле с появлением каждого нового клиента, уникальность каждого контакта;
• конфиденциальность как принцип психологического консультирования обеспечивает высокий уровень доверия в консультативном контакте;
• оказание поддержки со стороны консультанта обеспечивает ту необходимую стабильность консультативного пространства, при которой клиент может рисковать, отреагировать подавленные и ранее невыражаемые чувства, эмоции, пытаться быть спонтанным, учиться применять новые способы поведения.
2. Специфика консультативного контакта во многом зависит от теоретической ориентации консультанта. При этом каждый консультант (терапевт) использует консультативный контакт по-разному, но его важность в процессе консультирования признается всеми направлениями. Выделяют следующие ха рактер ные особенности консультативного контакта в зависимости от теоретической ориентации консультанта: