Задание№1

-Прочитайте текст. Что символизирует мост в данном рассказе?

- Напишите окончание рассказа.

Мост.

Представьте себе большой разводной мост, который перекинут через широкую реку. В течение дня мост устанавливается параллельно берегам так, чтобы корабли могли свободно проходить по обе его стороны. А в определенное время дня мост соединяли, чтобы по нему могли пройти поезда.

Человек, который контролировал процесс поворота моста и его установку на место, находился в маленькой будке на берегу реки.

Однажды вечером он ожидал последний в этот день поезд. В наступающей темноте он видел его огни. Он приступил к управлению и подождал, пока поезд достигнет того места, где мост можно развернуть. Он повернул рычаг управления моста в нужном направлении, но к своему ужасу обнаружил, что замыкающее устройство не работает. Если мост надежно не закрепить, он будет шататься и раскачиваться по краям во время движения поезда. А это был пассажирский поезд, в котором было много людей.

Механик развернул мост и быстро пошел на другую сторону реки, где находился рычаг, с помощью которого он мог управлять мостом вручную. Рычаг нужно было крепко держать, пока поезд не пройдет. Он уже слышал гул поезда. Он взялся за рычаг и навалился на него всем телом, чтобы части моста соединились. И чтобы механизм сработал, он продолжал нажимать на рычаг. Сейчас много жизней зависело от силы этого человека.

Вдруг со стороны будки донесся звук, от которого у него застыла кровь в жилах: «Папа, папа, где ты?». Это его четырехлетний сын шел по мосту, разыскивая его. Первым желанием механика было крикнуть ребенку: «Беги!», – но поезд был слишком близко, и маленькие ножки вряд ли бы успели. Он уже был готов бросить рычаг, чтобы побежать, схватить сына и отнести его в безопасное место; но он понимал, что тогда он не успеет вернуться к рычагу… Кто-то должен был погибнуть: либо люди, ехавшие в поезде, либо его маленький сын.

Механику было достаточно секунды, чтобы принять решение…

?

Поезд проследовал своим курсом быстро и плавно. И никто в нем даже не почувствовал, как маленькое разбитое тельце было безжалостно сброшено поездом в реку. И никто не заметил жалкую фигуру рыдающего человека, крепко обхватившего рычаг управления. Никто не увидит, как он пойдет домой гораздо медленнее обычного, чтобы рассказать своей жене, как он пожертвовал сыном.

Итак, если вы можете понять те чувства, которые испытал этот человек, вы поймете чувства нашего Небесного Отца, принесшего в жертву своего Сына, Иисуса Христа, чтобы перекинуть мост через пропасть, лежащую между нами и вечной жизнью. Разве теперь вы будете поражаться тому, что Он заставил землю сотрясаться и меркнуть небеса, когда умирал Его Сын? И как вы думаете, что Он чувствует, когда мы идем по жизни, не думая о том, что было сделано для нас через Иисуса Христа? Когда в последний раз вы благодарили Его за то, что Он пожертвовал Своим Сыном ради вашего спасения?

Сочинение по афоризму должно быть написано либо в жанре эссе, либо в жанре сочинения-рассуждения. Выполнение задания возможно лишь при понимании специфики жанра. Данная таблица дает представление об отличительных признаках этих жанров с учетом предполагаемой работы с афоризмом.

  Эссе (от франц. – опыт, набросок, попытка, проба, очерк) – прозаическое сочинение небольшого объема, способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира. Сочинение-рассуждение – размышление на заданную тему или интерпретация «чужого» высказывания.
Содержательная доминанта Какова моя точка зрения на проблему, которая подразумевается в афоризме? Как я понимаю афоризм?
Выражение авторского сознания На первом плане авторская оценка, не претендующая на исчерпывающую трактовку предмета На первом плане индивидуальная точка зрения (тезис), подкрепляемая четкой системой доказательств.
Композиция Свободная, строящаяся на внутренней логике рассказа, ассоциативное развертывание темы, принцип монтажа. Открытый финал (вопрос, многоточие). Логика изложения предполагает раскрытие причинно-следственных связей. Обобщающий характер заключения.
Стиль Субъективность изложения, искренний, исповедальный тон рассказа. Образность, афористичность, разговорная лексика. Цитата как средство выражения авторского мнения. Объективность изложения. Цитата как один из аргументов в ряду собственных.

Задание № 1.

1. В каком жанре написан данный текст?

2. Напишите свои размышления о том, что такое вежливость?

Текст 1..

Вежливость.

«Вежливость для ума, то же, что красота для лица», – сказал Вольтер.

Лабрюсьер прибавляет, что «нужно обладать весьма выдающимися качествами для того, чтобы не нуждаться в вежливости».

Вежливость заключает в себе все общественные добродетели, необходимые нам для того, чтобы быть полезными и приятными окружающим. Она обязательна в светских так же, как в деловых и вообще в жизненных отношениях. Без нее всякие сношения с людьми становятся невозможными. Вежливость смягчает нравы, предупреждает ссоры, усмиряет раздражение и ненависть, заставляя нас сдерживаться; благодаря ей, мы приобретаем любовь высших и уважение низших.

Она же заменяет приветливость, если, к несчастью, мы лишены этого достоинства.

Вежливость – ни качество, ни добродетель, – это свойство, которому мы научаемся и которому должны научить наших детей, так же как научаемся правильно говорить и одеваться со вкусом. Не есть ли вежливость форма, в которую мы облекаем наши поступки?

Существует врожденная вежливость сердца, которой нельзя научиться, но, повторяем, мы обращаемся не к избранным натурам, не нуждающимся в руководителе, а к обыкновенным смертным, обладающим человеческими слабостями, как равнодушие, легкомыслие и т.д.

Вежливость относительно низших есть признак действительного превосходства и лучший способ заставить и их быть вежливыми.

Вежливость почерпает правила из светских обычаев.

Ее нужно внушать ребенку с самого нежного возраста для того, чтобы позже она не сделалась лицемерной; преувеличенная вежливость может стать оскорблением для того, к кому она относится, и низостью со стороны оказывающего ее. Все неискреннее неестественно и более или менее преувеличено.

(М.Цветаева)

Задание № 2..

1. В каком жанре написан данный текст? Чем отличается данный текст от предшествующего (см. задание № 1)?

2. Озаглавьте текст.

3. Измените композицию данного текста (сгруппируйте все приветствия по сфере их употребления).

4. Допишите сочинение: прокомментируйте те приветствия, которые не были упомянуты в данном тексте.

.

Текст 2.

Одни из самых употребительных формул вежливости – формулы приветствия.

Когда встречают знакомых, им говорят «Здравствуйте!» или «Привет!», иногда – «Приветствую Вас!». И конечно, никогда не соединяют разные приветствия вместе типа «Приветствую Вас, здорово!» или «Мое почтение, привет!». Это было бы совершенно невозможно, потому что каждая формула приветствия имеет сое собственное употребление, выражает особые отношения, связана с определенной ситуацией.

Так, формула «Привет!» выражает близкие, непринужденные отношения и широко распространена среди молодежи. Очень вежливыми и полными достоинства являются приветствия «Мое почтение!», «Доброго здоровья!», но ими пользуются чаще всего люди пожилые.

«Здорово!» – мужское приветствие. Оно фамильярно, несколько грубовато и имеет просторечный характер. Если вам не хочется выглядеть человеком малообразованным и недостаточно владеющим нормами литературной речи, старайтесь избегать этого приветствия. И уж конечно, его никак нельзя рекомендовать девушкам!

В случаях официальных, торжественных, особенно при обращении к большой аудитории, говорят: «Приветствую Вас!» или «Позвольте (разрешите) вас приветствовать!»

И во всех ситуациях уместно приветствие «Здравствуйте!». Оно универсально, поэтому, употребляя его, мы не рискуем ошибиться.

Наверное, каждому из нас приходилось слышать и такие приветствия, как «Салют!», «Приветик!». Они встречаются лишь в речи молодежи и выражают в ней отношения полной непринужденности, равенства, фамильярности. Однако будем помнить, что эти приветствия нелитературны. Они придают речи жаргонный характер и даже среди молодых людей возможны лишь между вполне своими.

(В.Гольдин Речь и этикет)

Задание № 3

1. Допишите сочинение, используя личные наблюдения и литературные источники, о русских традициях наслаждения красотой.

2. Используя материал статьи А.Кузнецова «Красные птицы на красном снегу», напишите сочинение-рассуждение или эссе по одному из афоризмов:

«Не может быть красоты в том, в чем нет мудрости» (Э.-Л. Буле).

«Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой» (В.Гюго).

Текст 3.

У японцев одновременно с конфуцианством и буддизмом существует религия синто. Это национальная японская религия есть не что иное, как культ красоты, обожествление природы, любование и восхищение ею. Японцы поклоняются издавна природе не из страха перед непонятными и подчас грозными ее проявлениями, а из чувства благодарности красоте природы. Скажем, первый снег для японцев – большой праздник. Во всех домах раздвигаются бумажные стены, и, сидя возле горшочков с горящими углями, японцы любуются снегопадом, покрытыми чистым снегом деревьями и кустами.

Весной принято любоваться цветением вишни – сакуры, осенью любуются золотой и багряной листвой деревьев. Есть специальные дни, когда вся Япония любуется полной луной. Причем это обычай коллективный, специальные поезда и автобусы доставляют в такие дни миллионы людей в наиболее красивые места (в горы, к озеру, в сады, в парки, к храмам), где каждый находит себе место, чтобы лишь постелить свою маленькую циновку и не более. Так в тесном соседстве с другими, совершенно незнакомыми людьми, предаются японцы любованию красотой природы.

Вместо икон в любом японском доме вы найдете алтарь красоты – нишу, в которой стоит ваза с цветами, висит картина или каллиграфически написанное тушью и кисточкой стихотворение.

Мне рассказывал приятель, как в Киото их туристскую группу отвезли однажды к храму и оставили на два часа в парке без всякого дела. Туристы были удивлены и даже возмущены таким непродуктивным расходованием времени, а им объяснили: по программе у вас два часа любования.

Неверно было бы утверждать, что у нас нет и не было традиций наслаждаться красотою природы.

(А.Кузнецов «Красные птицы на красном снегу»)

Одним из видов работы с «чужим» текстом, представляющим собой развернутое высказывание, является написание рецензии.

Рецензия (от лат. – рассмотрение) – отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведений; жанр литературной критики и газетно-журнальной публицистики.

Это своеобразная «визитная карточка» произведения.

Это своеобразная попытка разобраться в своем отношении к прочитанному.

Примерный план написания рецензии:

1. Краткая информация об авторе (биографические факты, непосредственно связанные с содержанием произведения, определение места писателя в современном литературном процессе, критика о его творчестве) или рецензируемом произведении (время появления, история создания, место в творческом мире писателя).

2. Констатирующая часть. Работа с содержанием произведения: определение темы, проблемы, идеи. Функция заголовка.

3. Анализ и оценка формы произведения.

- выделение особенностей композиции, сюжета; характеристика литературных образов (выделение художественных деталей), их взаимоотношений с приведением примеров из текста;

- рассмотрение жанра и стиля.

4. Вывод о традициях и новаторстве писателя. Заключение рецензента об оригинальности произведения, его достоинствах и значимости для литературного процесса и общественной жизни. Сопоставление с близкими по содержанию произведениями.

Задание № 1.

1. Напишите сочинение- рассуждение на тему «Дом», придумав свое заглавие.

2. Проведите филологический диктант (в классе проверьте грамотность: орфографическую и пунктуационную; текст останется у ребят как дидактический материал).

3. Составьте план текста.

4. Определите жанр и выделите его особенности.

5. Напишите свою рецензию на эссе В.Ерофеева, сочинение-рассуждение или эссе на тему «Дом в тебе»

Текст 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: