Расходы государственного бюджета как экономическая категория выражают отношения между государством и получателями бюджетных средств, возникающие при распределении и использовании бюджетного фонда.
По своему материальному содержанию расходы государственного бюджета - это бюджетные ассигнования, осуществляемые государственными органами и органами местного самоуправления для выполнения своих функций и задач. Расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ формируются на основе:
• минимальных государственных социальных стандартов (минимальный набор услуг, бесплатно предоставляемых государством населению);
• нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг;
• нормативов минимальной бюджетной обеспеченности (минимально допустимая стоимость государственных услуг, предоставляемых за счет бюджета, в расчете на душу населения).
К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:
• оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
|
|
• социальное обеспечение населения;
• предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
• предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
• предоставление межбюджетных трансфертов;
• предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
• обслуживание государственного (муниципального) долга;
• исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов Местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Целями бюджетных расходов является:
- финансовое обеспечение выполнения государством своих функций;
- участие государства в обеспечении устойчивости экономического роста;
- регулирование объема совокупного спроса;
- финансирования инвестиций в основной капитал;
- финансирование фундаментальных научных исследований;
- кредитование сферы материального производства;
- проведение социальной политики и обеспечение минимального прожиточного уровня для всех граждан.
|
|
Принципы бюджетных расходов - это:
- безвозмездность (бесплатность);
-безвозвратность;
-адресное и целевое использование бюджетных средств;
- подконтрольность использования бюджетных средств;
- эффективность использования бюджетных средств.
Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц.
Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств, т.е. перечень правовых актов, договоров, соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, которые подлежат исполнению за счет средств соответствующих субъектов.
Реестр расходных обязательств включает:
- собственные расходные обязательства (за счет собственных доходов)
- делегированные обязательства вышестоящего уровня (за счет целевых субвенций из вышестоящего уровня)
Расходы могут осуществляться как исключительно из федерального бюджета, так и за счет средств федерального бюджета совместно с нижестоящими бюджетами.
Расходные обязательства РФ исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита федерального бюджета. Расходные обязательства РФ возникают в результате принятия федеральных законов и нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ; заключенных от имени РФ договоров; федеральных законов о межбюджетных трансфертах.
Приоритетными направлениями расходов федерального бюджета является:
- обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда РФ;
- финансирование национальной обороны;
- финансирование правоохранительной деятельности;
- погашение государственного долга РФ;
- формирование Стабилизационного фонда РФ;
- финансирование приоритетных национальных проектов;
- обеспечение выплаты зарплаты и иных финансовых обязательств перед населением;
- повышение жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы;
- оказание поддержки по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
- борьба с бедностью.
К расходам, совместно финансируемым из средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов относятся:
- поддержка отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, дорожного хозяйства;
- финансирование правоохранительной деятельности;
- обеспечение противопожарной безопасности;
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские разработки;
- обеспечение социальной защиты населения;
- охрана окружающей среды;
- развитие рыночной инфраструктуры;
- обеспечение федеративных и национальных отношений;
- на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
- обеспечение деятельности СМИ.
К расходам из средств региональных бюджетов относятся:
- финансовая помощь местным бюджетам;
- финансирование системы социальной защиты населения;
- обслуживание государственного долга субъекта РФ;
- обеспечение учебного процесса в общеобразовательных средних школах;
- ремонт и строительство дорог;
- финансирование региональной системы здравоохранения;
- жилищное строительство;
- поддержка производителей сельскохозяйственной продукции.
К расходам из средств местных бюджетов относятся:
- финансирование общего среднего образования
- финансирование дошкольного образования
- содержание жилищно-коммунального хозяйства
- утилизация бытовых отходов
- благоустройство территории
- строительство и ремонт муниципальных дорог
- содержание мест захоронений
- финансирование муниципальной системы здравоохранения
- жилищное строительство
- обслуживание муниципального долга.
|
|
Динамика расходов консолидированного бюджета РФ приведена на рис.13.
Рис.13. Исполнение консолидированного бюджета РФ по расходам за вычетом межбюджетных трансфертов, млрд. руб. (на 01.08.2010)
______
Официальный сайт Министерства финансов РФ - http://www.minfin.ru/ru/
Классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.
Код классификации расходов бюджетов состоит:
-из кода главного распорядителя бюджетных средств;
-кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
-кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами и подразделами функциональной классификации расходов бюджетов являются:
1) общегосударственные вопросы;
2) национальная оборона;
3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
4) национальная экономика;
5) жилищно-коммунальное хозяйство;
6) охрана окружающей среды;
7) образование;
8) культура, кинематография, средства массовой информации;
9) здравоохранение, физическая культура и спорт;
10) социальная политика;
11) межбюджетные трансферты.
Экономическая классификация расходов бюджетов - это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она включает текущие и капитальные статьи расходов. На сё основе составляются сметы бюджетных учреждений.
|
|
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджет, утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Расходы на финансирование бюджетных инвестицийпредусматриваются соответствующим бюджетом через федеральные целевые программы, региональные целевые программы.
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.
Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.
Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ при утверждении бюджетов субъектов РФ на очередной финансовый год.
Средства резервных фондоврасходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.