Политическая история саков и общественный строй сакских племен

Саки были 1ми кочевниками Великой степи, ставшими широко извес-ми древнему миру и сыгр-ми роль, которую трудно переоценить.Эпоха саков показ-ет, что Великая степь-степная часть Ц-ой Азии-представляла собой самост-ный очаг цивилизации между Дунаем и Китаем. Источники сообщают о войне саков за независимость в 6 веке до нэ с персами. В 530 г до нэ на земли саков вторглись персидские войска во главе с Киром. Победу над Киром одержала царица Томирис. В 519 году поход против саков предпринял Дарий 1. По условиям договора с Дарием 1 саки должны были персам поставлять своих воинов.

На рубеже VI и V вв. до н. э. часть сакских племён была покорена персидскими царями династии Ахеменидов, платила им подати и поставляла воинов, завоевание саков описано в Бехистунской надписи Дария I. Саки в составе персидской армии участвовали в греко-персидских войнах, в частности, в битве при Марафоне. В 6 в до нэ поход против саков предпринял Александр Македонский. После завоевания Персидской империи Александром Македонским, одна из групп сакских племён вторглась в пределы сатрапии Селевкидов Парфиены (III в. до н. э.) и сыграла значительную роль в образовании Парфянского царства: вождь племени парнов Аршак стал основателем парфянской династии Аршакидов.

Часть племён саков вторглась в Дрангиану и заняла её, дав ей название Сакастан (современный на территориях Ирана и Афганистана); Страбон достаточно подробно описывает набеги саков, сообщая, среди прочего, что они добирались даже до Каппадокии и что жители Зелы учредили и ежегодно отмечают особый праздник — Сакею в честь отражения одного из таких набегов.В конце II — первой половине I веков до н. э. племена саков проникли в Северо-Западную Индию, образовав в середине I века до н. э. ряд индо-сакских государств. Одним из самых известных индо-сакских правителей был царь Май, под властью которого находились Гандхара, долина Свата и, возможно, часть Кашмира. Его преемник Аз расширил свои владения и титуловал себя, аналогично правителям Парфии, «великим царём царей».

Эпоха разложения первобытно-родовых отношений периодом военной демократии и дает общественного устройства сакского времени: группа малых родственных семей (патронимия) - кочевая община - племя -союз племен.Низовая ячейка патронимия образуется в результате разрастания и естественного дробления большой патриархально-родовой семьи.Пастбищно-кочевая община формировалась из совокупности патронимии. Но в ее основе не кровнородственный, а территориально-производственный интерес.Племя - важнейшая ступень общественного устройства, ибо ей присущи такие этнические и политические черты, как собственная территория, имя, свойственный лишь этому племени диалект, религиозные представления, культовые обряды.Племенами управляли - военные вожди. Вождь избирался всеми членами племени. Полномочия племенного вождя:а)управлял своим племенем; б) заботился об обеспечении его вооружением и продовольствием;в) от имени племени вел переговоры о войне или перемирииА это уже организация власти и управления, в которую облекался военно-демократический строй.Племенные союзы (союз племен) - это новый, высший тип социальной общности людей. 7-4 в.дон.э. сакские племена объединяются в племенные союзы: В Во главе племенного союза - царь. Царя избирают военным советом вождей племен. Власть царя: а)распределял между племенами пастбища и другие земельные угодья для перекочевки;б)устанавливал порядок использования этих земель;в)следил, чтобы не было вооруженных столкновений между племенами и родами;г) руководил объединенными войсками во время военных походов.Племенные союзы середины I тысячелетия до н.э. представляли собой начальную стадию зарождения государственности. •Государственные дела обсуждались на народном собрании.•Сакское общество было равноправным, мужчины и женщины обладали равными правами. Известны в истории имена сакских цариц - Томирис и Зарины.• В сакском обществе выделялись три группы населения со своими традиционными цветами:1.Воины - красный; Из сословия воинов происходили цари и вожди.2.Жрецы-белый; 3.Общинники (пастухи и земледельцы)-желтый и синий.• Существовало рабство, которое носило патриархальный характер. Источником рабства были - пленники. В основном пленников-рабов использовали в домашнем хозяйстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: