Об авторах

Л. Бурлачук, А. Кочарян, М. Жидко.

Психотерапия.

Учебник для ВУЗов

Оглавление

Об авторах. 4

Предисловие научного редактора. 4

Введение. 6

Глава 1. Психодинамическая терапия. 7

Введение. 7

Эволюция понятий и концепций психодинамической терапии. 8

Классическая психоаналитическая теория Фрейда. 9

Эго-психология. 26

Школа объектных отношений. 27

Сэлф-психология. 34

Структурный психоанализ Ж. Лакана. 35

Психодинамическое учение о психической патологии. 38

Проблема психодинамического диагноза. 38

Типология организации личности. 40

Техника психодинамической терапии. 44

Первичное интервью. 44

Основные правила психодинамической терапии. 47

Специфические и неспецифические средства психодинамической терапии. 49

Процессуальные модели психодинамической терапии. 56

Основные этапы и факторы психодинамического воздействия. 59

Подходы к работе со сновидениями. 71

Техники психодинамической терапии при работе с пациентами, имеющими различные уровни нарушений. 76

Краткосрочная психодинамическая терапия. 84

Литература. 87

Глава 2. Групп-аналитическая психотерапия. 89

Генезис невроза. 100

Теория психотерапии. 100

Техника групп-анализа. 105

Балинт-группы. 117

Литература. 121

Глава 3. Индивидуальная психология Альфреда Адлера. 122

Генезис невроза. 123

Теория психотерапии в индивидуальной психологии. 135

Первичное интервью. 136

Методики метафорического общения с детьми. 140

Исследование ранних воспоминаний. 141

Литература. 152

Глава 4. Биоэнергетический анализ. 153

Введение. 153

Теория терапии. 153

Техника биоэнергетического анализа. 164

Общие принципы. 164

Техника работы с телом. 165

Пример биоэнергетической терапии. 170

Вопросы и задания. 171

Литература. 171

Глава 5. Первичная психотерапия. 172

Введение. 172

Теория психопатологии. 173

Теория психотерапии. 175

Механизмы терапии. 177

Процесс и техники терапии. 178

Этап индивидуальной терапии. 178

Этап групповой терапии. 181

Результат терапии. 181

Вопросы и задания. 183

Литература. 183

Глава 6. Психодрама. 183

Введение. 183

Генезис невроза. 185

Основные терапевтические факторы. 186

Эффект группового взаимодействия. 186

Спонтанность и креативность как результат и условие психодраматического действия. 187

Сверхреальность. 187

Средства психодрамы и уровни личностных изменений. 188

Катарсис, инсайт, научение. 188

Позиция терапевта. 188

Участники психодрамы. 189

Характеристики группы. 190

Фазы психодраматического действия. 190

Разминка. 190

Фаза игры (фаза психодраматического действия). 191

Фаза обсуждения. 192

Организация психотерапевтического процесса и групповая динамика. 193

Техники психодрамы. 194

Результат психотерапии и связь психодрамы с другими направлениями. 196

Вопросы и задания. 197

Литература. 197

Глава 7. Экзистенциальная психотерапия. 198

Философско-психологические модели генезиса невроза и теории психотерапии. 199

Методы и техники экзистенциальной психотерапии. 232

Работа с осознанием смерти. 233

Работа с ответственностью и свободой. 235

Работа с изоляцией. 238

Работа с бессмысленностью. 239

Литература. 239

Глава 8. Гештальт-терапия. 240

Фредерик Соломон Перлз (1893-1970). 240

Введение. 241

Теория терапии. 242

Генезис невроза. 245

Механизмы психотерапии. 247

Техника психотерапии. 248

Результат терапии. 251

Вопросы и задания. 251

Литература. 251

Глава 9. Клиент-центрированная психотерапия. 252

Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987). 252

Теория психотерапии. 253

Генезис невроза. 257

Механизмы терапии. 258

Результат терапии. 258

Техники психотерапии. 261

Современное состояние и тенденции развития клиент-центрированной терапии. 264

Вопросы и задания. 267

Литература. 267

Глава 10. Когнитивная психотерапия. 268

Введение. 268

Теория терапии. 269

Патогенез психопатологических расстройств. 271

Когнитивная модель депрессии. 272

Когнитивная модель тревожных расстройств. 272

Фобия. 272

Суицидальное поведение. 272

Процесс психотерапии. 272

Начальные сессии. 272

Поздние сессии. 273

Техники терапии. 273

Техники выявления автоматических мыслей. 273

Техники проверки обоснованности (валидности) автоматических мыслей и когнитивного реконструирования. 274

Показания к терапии. 276

Эффективность когнитивной терапии. 277

Вопросы и задания. 278

Литература. 278

Глава 11. Инструментальные модели в психотерапии. 278

Поведенческая психотерапия. 279

Нейролингвистическое программирование. 284

Приложение. БИАС-тест для определения репрезентативных систем. 301

Литература. 303

Глава 12. Принцип процессуальности в психотерапии. 303

Литература. 310

Глава 13. Механизмы психотерапии. 310

Литература. 315

Вместо заключения. Пространство психотерапии: психотерапевт—клиент. 315

Алфавитный указатель. 317

Ссылки. 324

Учебник посвящен анализу и современной интерпретации различных направлений психотерапии. Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих психотерапевтов.

Об авторах.

Бурлачук Леонид Фокич — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АПН Украины, действительный член нескольких международных академий, зав. кафедрой психодиагностики и медицинской психологии Киевского национального университета им. Т. Шевченко, координатор и участник международных проектов в области профессионального (психологического) образования (программа TEMPUS-TACIS, 1995-2000) и научных исследований (программа INTAS и др.), член Международной комиссии по психологическим тестам.

Кочарян Александр Суренович — доктор психологических наук, профессор, руководитель Харьковской школы клиент-центрированной психотерапии, зам. директора НИИ сексологии и медицинской психологии при Харьковской медицинской академии последипломного образования, профессор кафедры прикладной психологии Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.

Жидко Максим Евгеньевич — ассистент кафедры психологии Харьковского национального аэрокосмического университета им. Н. Е. Жуковского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: