Л. Бурлачук, А. Кочарян, М. Жидко.
Психотерапия.
Учебник для ВУЗов
Оглавление
Об авторах. 4
Предисловие научного редактора. 4
Введение. 6
Глава 1. Психодинамическая терапия. 7
Введение. 7
Эволюция понятий и концепций психодинамической терапии. 8
Классическая психоаналитическая теория Фрейда. 9
Эго-психология. 26
Школа объектных отношений. 27
Сэлф-психология. 34
Структурный психоанализ Ж. Лакана. 35
Психодинамическое учение о психической патологии. 38
Проблема психодинамического диагноза. 38
Типология организации личности. 40
Техника психодинамической терапии. 44
Первичное интервью. 44
Основные правила психодинамической терапии. 47
Специфические и неспецифические средства психодинамической терапии. 49
Процессуальные модели психодинамической терапии. 56
Основные этапы и факторы психодинамического воздействия. 59
Подходы к работе со сновидениями. 71
Техники психодинамической терапии при работе с пациентами, имеющими различные уровни нарушений. 76
Краткосрочная психодинамическая терапия. 84
|
|
Литература. 87
Глава 2. Групп-аналитическая психотерапия. 89
Генезис невроза. 100
Теория психотерапии. 100
Техника групп-анализа. 105
Балинт-группы. 117
Литература. 121
Глава 3. Индивидуальная психология Альфреда Адлера. 122
Генезис невроза. 123
Теория психотерапии в индивидуальной психологии. 135
Первичное интервью. 136
Методики метафорического общения с детьми. 140
Исследование ранних воспоминаний. 141
Литература. 152
Глава 4. Биоэнергетический анализ. 153
Введение. 153
Теория терапии. 153
Техника биоэнергетического анализа. 164
Общие принципы. 164
Техника работы с телом. 165
Пример биоэнергетической терапии. 170
Вопросы и задания. 171
Литература. 171
Глава 5. Первичная психотерапия. 172
Введение. 172
Теория психопатологии. 173
Теория психотерапии. 175
Механизмы терапии. 177
Процесс и техники терапии. 178
Этап индивидуальной терапии. 178
Этап групповой терапии. 181
Результат терапии. 181
Вопросы и задания. 183
Литература. 183
Глава 6. Психодрама. 183
Введение. 183
Генезис невроза. 185
Основные терапевтические факторы. 186
Эффект группового взаимодействия. 186
Спонтанность и креативность как результат и условие психодраматического действия. 187
Сверхреальность. 187
Средства психодрамы и уровни личностных изменений. 188
Катарсис, инсайт, научение. 188
Позиция терапевта. 188
Участники психодрамы. 189
Характеристики группы. 190
Фазы психодраматического действия. 190
Разминка. 190
Фаза игры (фаза психодраматического действия). 191
Фаза обсуждения. 192
Организация психотерапевтического процесса и групповая динамика. 193
Техники психодрамы. 194
|
|
Результат психотерапии и связь психодрамы с другими направлениями. 196
Вопросы и задания. 197
Литература. 197
Глава 7. Экзистенциальная психотерапия. 198
Философско-психологические модели генезиса невроза и теории психотерапии. 199
Методы и техники экзистенциальной психотерапии. 232
Работа с осознанием смерти. 233
Работа с ответственностью и свободой. 235
Работа с изоляцией. 238
Работа с бессмысленностью. 239
Литература. 239
Глава 8. Гештальт-терапия. 240
Фредерик Соломон Перлз (1893-1970). 240
Введение. 241
Теория терапии. 242
Генезис невроза. 245
Механизмы психотерапии. 247
Техника психотерапии. 248
Результат терапии. 251
Вопросы и задания. 251
Литература. 251
Глава 9. Клиент-центрированная психотерапия. 252
Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987). 252
Теория психотерапии. 253
Генезис невроза. 257
Механизмы терапии. 258
Результат терапии. 258
Техники психотерапии. 261
Современное состояние и тенденции развития клиент-центрированной терапии. 264
Вопросы и задания. 267
Литература. 267
Глава 10. Когнитивная психотерапия. 268
Введение. 268
Теория терапии. 269
Патогенез психопатологических расстройств. 271
Когнитивная модель депрессии. 272
Когнитивная модель тревожных расстройств. 272
Фобия. 272
Суицидальное поведение. 272
Процесс психотерапии. 272
Начальные сессии. 272
Поздние сессии. 273
Техники терапии. 273
Техники выявления автоматических мыслей. 273
Техники проверки обоснованности (валидности) автоматических мыслей и когнитивного реконструирования. 274
Показания к терапии. 276
Эффективность когнитивной терапии. 277
Вопросы и задания. 278
Литература. 278
Глава 11. Инструментальные модели в психотерапии. 278
Поведенческая психотерапия. 279
Нейролингвистическое программирование. 284
Приложение. БИАС-тест для определения репрезентативных систем. 301
Литература. 303
Глава 12. Принцип процессуальности в психотерапии. 303
Литература. 310
Глава 13. Механизмы психотерапии. 310
Литература. 315
Вместо заключения. Пространство психотерапии: психотерапевт—клиент. 315
Алфавитный указатель. 317
Ссылки. 324
Учебник посвящен анализу и современной интерпретации различных направлений психотерапии. Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих психотерапевтов.
Об авторах.
Бурлачук Леонид Фокич — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АПН Украины, действительный член нескольких международных академий, зав. кафедрой психодиагностики и медицинской психологии Киевского национального университета им. Т. Шевченко, координатор и участник международных проектов в области профессионального (психологического) образования (программа TEMPUS-TACIS, 1995-2000) и научных исследований (программа INTAS и др.), член Международной комиссии по психологическим тестам.
Кочарян Александр Суренович — доктор психологических наук, профессор, руководитель Харьковской школы клиент-центрированной психотерапии, зам. директора НИИ сексологии и медицинской психологии при Харьковской медицинской академии последипломного образования, профессор кафедры прикладной психологии Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.
Жидко Максим Евгеньевич — ассистент кафедры психологии Харьковского национального аэрокосмического университета им. Н. Е. Жуковского.