В экономической теории принято выделять три основных состояния бюджета: сбалансированное, дефицитное и профицитное. Превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета) составляет дефицит бюджета. Профицит представляет собой обратное соотношение, т.е. превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета). Сбалансированный бюджет является следствием такой бюджетной политики, при которой расходы полностью обеспечиваются доходами. Ряд экономистов считает теоретически сбалансированным такой бюджет, когда его дефицит или профицит не превышают 1% от общего объема расходов.
Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов.
Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться.
Причины возникновения дефицита бюджета:
- отставание сумм поступления бюджетных доходов от растущих государственных расходов;
- сокращение темпов роста ВВП, спад производства, как следствие этого, сужение налоговых баз, снижение налоговых доходов бюджета;
- превышение темпов роста гос.расходов над темпами роста ВВП.
Важное значение в построении эффективной системы управления бюджетным дефицитом, имеет проведение классификации дефицита бюджета.
1) По форме проявления: явный и скрытый.
2) В зависимости от бюджетного устройства страны выделяют дефициты федерального, региональных и местных бюджетов, а также консолидированных бюджетов разных уровней.
3) По причинам возникновения: а) чрезвычайный дефицит; б) кризисный дефицит; в) антикризисный дефицит; г) межбюджетный дефицит.
Кризисные вызваны кризисом в эк-ке, денежно-кредитной, финансовой сфере.
Под межбюджетным дефицитом подразумевается отрицательное сальдо региональных и местных бюджетов.
4) По характеру возникновения:
- вынужденный (недостаток фин ресурсов, низкий уровень доходов);
- намеренный (государство намеренно снижает уровень налогообложения для стимулирования экономики).
5. По продолжительности бюджетный дефицит подразделяют на хронический
(систематический) и временный (периодический).
6. В зависимости от источников финансирования различают инфляционный (эмиссионный) и неинфляционный (неэмиссионный) дефициты бюджета.
7. В зависимости от применяемой методологии расчета дефицита бюджета выделяют первичный и вторичный дефициты бюджета. Этот аспект классификации связан с проблемой точной оценки размера дефицита бюджета.
Наиболее опасным для финансово-экономического состояния государства является вторичный дефицит бюджета и, в особенности, вызванный обслуживанием внешнего долга страны.
8) По направлению финансирования:
- активный (снижение доходов, налоговых поступлений с целью стимулирования, оживления экономики);
- пассивный (покрытие текущих бюджетных расходов).
Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.
Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.
Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты нац банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. В результате растет инфляция, падает курс национальной валюты.
Долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги занимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. Приобретая ОВГЗ, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики.
Помимо государственных займов, источниками финансирования дефицита могут быть кредиты и ссуды, полученные от бюджетов других уровней, частных банков и компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др.