Значение, причины возникновения, виды, источники покрытия бюдж. дефицита

В экономической теории принято выделять три основных состояния бюджета: сбалансированное, дефицитное и профицитное. Превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета) составляет де­фицит бюджета. Профицит представляет собой обратное соотношение, т.е. превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюдже­та). Сбалансированный бюджет является следствием такой бюджетной политики, при которой расходы полностью обеспечиваются доходами. Ряд экономистов счи­тает теоретически сбалансированным такой бюджет, когда его дефицит или профицит не превышают 1% от общего объема расходов.

Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов.

Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться.

Причины возникновения дефицита бюджета:

- отставание сумм поступления бюджетных доходов от растущих государственных расходов;

- сокращение темпов роста ВВП, спад производства, как следствие этого, сужение налоговых баз, снижение налоговых доходов бюджета;

- превышение темпов роста гос.расходов над темпами роста ВВП.

Важное значение в построении эффективной системы управления бюджетным дефицитом, имеет проведение классификации дефицита бюджета.

1) По форме проявления: явный и скрытый.

2) В зависимости от бюджетного устройства страны выделяют дефициты федерального, региональных и местных бюджетов, а так­же консолидированных бюджетов разных уровней.

3) По причинам возникновения: а) чрезвычайный дефицит; б) кризисный дефицит; в) антикризисный дефицит; г) межбюджетный дефицит.

Кризисные вызваны кризисом в эк-ке, денежно-кредитной, финан­совой сфере.

Под межбюджетным дефицитом подразумевается отрицатель­ное сальдо региональных и местных бюджетов.

4) По характеру возникновения:

- вынужденный (недостаток фин ресурсов, низкий уровень доходов);

- намеренный (государство намеренно снижает уровень налогообложения для стимулирования экономики).

5. По продолжительности бюджетный дефицит подразделяют на хронический

(систематический) и временный (периодический).

6. В зависимости от источников финансирования различают инфляционный (эмиссионный) и не­инфляционный (неэмиссионный) дефициты бюджета.

7. В зависимости от применяемой методологии расчета дефицита бюджета выделяют первичный и вторич­ный дефициты бюджета. Этот аспект классификации связан с проблемой точной оценки размера дефицита бюджета.

Наиболее опасным для финансово-экономического состояния госу­дарства является вторичный дефицит бюджета и, в особенности, вы­званный обслуживанием внешнего долга страны.

8) По направлению финансирования:

- активный (снижение доходов, налоговых поступлений с целью стимулирования, оживления экономики);

- пассивный (покрытие текущих бюджетных расходов).

Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.

Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты нац банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. В результате растет инфляция, падает курс национальной валюты.

Долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги занимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. Приобретая ОВГЗ, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики.

Помимо государственных займов, источниками финансирования дефицита могут быть кредиты и ссуды, полученные от бюджетов других уровней, частных банков и компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: