Причины и факторы школьной дезадаптации.
Цель: изучить причины и факторы школьной дезадаптации, пути и способы коррекционной деятельности.
I. Причины ШД.
? Условно все причины ШД можно подразделить на несколько групп: медицинские, социальные, психологические, педагогические. Вам предлагается перечень некоторых причин ШД. Их нужно разделить по группам. В результате должна появиться такая таблица:
ПРИЧИНЫ ШД
Медицинские | Социальные | Психологические | Педагогические |
Перечень причин ШД:
- Однообразие позы детей во время уч. процесса;
- Общее психическое недоразвитие;
- Ограниченное, однообразное пространство, мешающее развитию чувственного восприятия;
- Неврозы и невротические реакции (Ведущей причиной неврозов м.б. постоянные психотравмирующие ситуации, неблагоприятная обстановка в семье, неправильное воспитание, трудности в отношениях с педагогом и одноклассниками. Важным предрасполагающим фактором м.б. мнительность, склонность к страхам);
- Авторитарный стиль пед. общения, не позволяющий раскрыться ребёнку, чувствовать себя свободно, давлеющий на психику;
|
|
- Неприятие в среде сверстников; Интенсивность уч. процесса, вызывающая излишнее напряжение и нагрузки;
- Психосоматические нарушения;
- Несоответствие уч. программ и технологий функциональным и возрастным особенностям учащихся;
- Эмоциональная депривация;
- Семейная депривация;
- Некомпетентность и невнимание учителей к вопросам охраны здоровья детей;
- Проблемы здоровья;
- Социально-педагогическая запущенность;
- ММД (минимальные мозговые дисфункции). Характеризуются незрелостью отдельных психических функций и их дисгармоничным развитием. Каждая из них участвует в психических процессах. ММД не являются патологией. Но они могут вызывать проблемы в поведении, речи, памяти, восприятии и других видах психической деятельности. Чаще всего это задержка темпов развития психической деятельности. ММД проявляются в дисграфии, дислексии, дискалькулии, нарушении в развитии устной речи. У таких детей может быть дефицит внимания, повышенная отвлекаемость, гиперактивность, импульсивность поведения, проблемы во взаимоотношениях.
? Каких причин ШД, на ваш взгляд, могло быть больше. Почему?
II. Факторы ШД.
? Многими исследователями КП была предпринята попытка выделить ведущие факторы ШД. Запишите их себе и главный вывод по тексту.
Пагубное влияние традиционной системы обучения (Гербарта), которая предполагает жёсткую дисциплину, строгое соблюдение правил поведения, жёсткую регламентацию времени в процессе обучения, передачу готовых знаний, ведущую роль учителя. Всё это создаёт напряжённую и в эмоциональном, и в познавательном, и в физическом смысле обстановку, вызывающую различные невротические реакции. (В.Ф. Базарный).
|
|
Марьяна Михайловна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО в числе негативных факторов выделяет:
- стрессовую тактику авторитарной педагогики,
- интенсификацию учебного процесса,
- большой объём учебных нагрузок.
Психолог Овчарова обращает внимание на неблагоприятное воздействие на учащихся школьной микросреды.
Она выделяет такие ситуации, вызывающие ШД, как «взаимное безразличие», «односторонняя симпатия», «взаимная агрессия», «подавление активности» и др.
Дезадаптирующее влияние также оказывают факторы, связанные с нерациональной организацией образовательного процесса.
Создавая равные для всех условия (единый режим, единые требования, единые программы) школа изначально исключает возможность личностно ориентированного подхода, а значит, создаёт все предпосылки для появления ШД. В первую очередь это относится к детям группы риска.
Пед. факторы ШД детей группы риска: