Картинка с нелепыми ситуациями — «нелепица».
Задания такого рода часто печатаются в детских журналах. (Задание разработано С.Д.Забрамной. Методическая инструментовка предложена автором раздела.)
Назначение задания. Выявить детей с сильными нарушениями в познавательной деятельности.
Организация работы. Для работы заранее готовится картинка.
Инструкция. Ученику предлагается внимательно рассмотреть картинку. Через 30 с педагог спрашивает: «Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если ответ утвердительный, предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь.
Помощь может быть:
стимулирующая. Педагог помогает ученику начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, задает побуждающие к ответу вопросы и показывает свое положительное отношение к его высказываниям: «Понравилась тебе картинка?», «Что понравилось?», «Хорошо, молодец, правильно думаешь!»;
направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?»;
обучающая. Вместе с ребенком педагог рассматривает какой-то фрагмент картинки и выявляет его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано», «А такое может быть в жизни?», «Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?», «А еще здесь есть что-нибудь необычное?»
При оценке выполнения задания учитываются:
а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, самостоятельность;
б) понимание и оценка ситуации в целом;
в) планомерность описания картинки;
г) характер словесных высказываний. Оценка рассматривания картинки:
1-й уровень — ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: «Тут все перепутано», «Путаница какая-то». Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов, фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны;
2-й уровень — ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности недостаточен. В ходе выполнения задания ребенок нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты вычленяются хаотично, описывается то, на что упал глаз. Ребенок часто затрудняется в поисках нужных слов;
3-й уровень — оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с помощью учителя способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать;
4-й уровень — дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимулирующую, направляющую помощь не принимает. Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.
Дети, которые показали 3—4-й уровень, должны насторожить педагога.