Рекомендации по изучению детей для воспитателей детских садов

Способом обобщения данных, полученных в результате изуче­ния ребенка и социально-педагогической ситуации его развития, для воспитателя служит педагогическая характеристика выпуск­ника детского дошкольного учреждения, схема которой также предлагается школой.

СХЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Детский сад №_____ Дата заполнения характеристики_____________

1. Сведения о ребенке и его семье.

Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Дата и год рождения________________________________________

Домашний адрес________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Время пребывания в детском саду___________________________

Родители ребенка (фамилия, имя, отчество, образовательный уровень, род занятий)_______________________

______________________________________________________________________________________________

Мать (мачеха)__________________________________________________________________________________

Отец (отчим)___________________________________________________________________________________

Состав семьи___________________________________________________________________________________

Материальные условия жизни семьи (хорошие, удовлетворительные, плохие)____________________________

______________________________________________________________________________________________

Жилищные условия_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

2. Сведения об условиях и особенностях развития ре­бенка в дошкольном возрасте._____________________

______________________________________________________________________________________________

3. Готовность ребенка к школьному обучению (состоя­ние здоровья, социальная и психолого-педагогическая готовность к школе, сформированность психологических и психофизиологических предпосылок учебной деятель­ности)._____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Важное место в оценке школьной зрелости принадлежит и тем направленным наблюдениям, которые осуществляет на этапе вхож­дения ребенка в школьную жизнь учитель.

Основной формой организации учебной работы в школе про­должает оставаться урок. Поэтому наблюдает учитель детей боль­ше всего на уроках. Школьные уроки дают возможность учителю многократно наблюдать деятельность ученика в сходных условиях. Это существенно для достоверности выводов. Свои наблюдения, прежде чем их обобщить, сделать определенный вывод, учитель может и должен неоднократно перепроверить.

Цели наблюдений учителя могут быть различными. На начальном этапе обучения учитель с их помощью определяет готовность детей к школьному обучению, школьную зрелость. Объектом внимания при этом должны быть, безусловно, разные стороны, ха­рактеризующие развитие личности.

В процессе наблюдений на уроке нужно установить, в какой мере ребенок, подчиняясь требованиям учителя, умеет организовать свои действия, согласовать их в пространстве, времени, пос­ледовательности с действиями других детей. Необходимо выяс­нить, в какой степени сформирована у ребенка учебная мотивация, развилось ли умение ограничивать свои желания, принорав­ливаться к требованиям извне, есть ли чувство ответственности. Учитель должен отмечать, как ученик включается в учебную работу, реагирует на указания, насколько сосредоточен, как быст­ро устает, в каких формах выражается его утомление.

Школьный урок предоставляет множество естественных ситуаций, обнаруживающих уровень общего развития ученика, осо­бенностей его познавательной деятельности. Беседа по поводу со­держания той или иной картины; составление рассказов по картине или серии картин; работа со стихотворениями, загадками, пословицами, работа с языковым и математическим материалом в условиях, когда от ученика требуется сравнить те или иные пред­меты, явления, их знаковое изображение, найти в них сходное, отличное, сделать на основании сравнения определенный вывод; решение и составление простейших, основанных на житейском опыте задач — все это дает в руки учителя богатейший материал, позволяющий судить о развитии у ребенка мышления, памяти, наблюдательности, внимания и других психических процессов, на которых базируется усвоение знаний.

Предметом внимательных наблюдений должен стать процесс самостоятельного выполнения школьником учебных заданий. Важ­но проследить, как ребенок приступает к выполнению задания, достаточно ли он внимателен, целенаправлен в процессе работы, может ли сделать необходимые усилия для преодоления тех или иных затруднений, обращается ли за помощью к педагогу, как воспринимает помощь, проверяет ли проделанную работу, как относится к оценке педагога, может ли сам оценить свою работу.

Необходимо особо вникнуть в то, каков характер трудностей, возникающих у ребенка в процессе работы, чем эти трудности вызваны: неумением осмыслить учебное задание, найти нужные способы его выполнения или неустойчивым вниманием, пони­женной работоспособностью, неумением удержать задание, скон­центрироваться на нем на необходимое время.

Большое внимание должно быть уделено выяснению того, в какой мере и насколько успешно учащийся умеет пользоваться языком как средством, орудием при общении с другими людьми, при обмене мыслями: умеет ли он должным образом слушать со­беседника во время разговора, вникать в содержание того, что ему говорят; умеет ли излагать свои мысли так, чтобы они были достаточно понятны другим.

Следует также обратить внимание на то, насколько умеет ре­бенок грамматически и синтаксически правильно строить фразы и предложения, каков уровень развития фонематической сторо­ны речи. Особенно следует проследить за тем, как развито у ре­бенка фонематическое слуховое восприятие, т. е. воспринимает ли он все основные звуки речи: не смешивает ли он между собой звуки Ж и 3, Щ и С, Ч и Ц, Б и П, Г и К, Д и Т, Р и Л, Ц и ТС и т. п. Необходимо обратить внимание на внятность произноше­ния: четко ли ребенок произносит слова, не проглатывает ли окон­чания слов. Обнаруженные недостатки следует записать, напра­вить ребенка на обследование к логопеду. Следует также обратить внимание на развитие руки (умеет ли достаточно уверенно рабо­тать карандашом, ручкой), а также координации движений в си­стеме «рука — глаз», столь необходимой при письме.

Наблюдение не должно ограничиваться только рамками урока. Богатый материал для выявления общего развития детей дают на­блюдения за ними во время экскурсий и прогулок, их ответы на вопросы, требующие описания отдельных частей рассматривае­мого предмета, сравнения одних предметов с другими, нахожде­ния в предметах сходства и различия. Особое внимание следует обратить на вопросы, задаваемые самими учащимися. По характе­ру этих вопросов можно получить представление о том, насколь­ко ребенок любознателен, какие знания и сведения о наблюдае­мых предметах у него уже имеются, какие стороны и качества предмета привлекают главным образом его внимание, в какой речевой форме он выражает свои мысли.

Во внеурочных ситуациях, в различных не регламентирован­ных рамками урока видах игровой, трудовой деятельности, в сво­бодном общении учитель может получить материал об особенно­стях характера, других сторонах личности ребенка. Насколько адекватно ведет себя ребенок в различных ситуациях; как быстро уста­навливает контакт с окружающими; умеет ли выполнять свою функцию в совместной работе; чувствует ли дистанцию в отноше­ниях со взрослыми. Как ребенок общается с другими детьми; есть ли у него друзья, кто они; какова его роль в отношениях с ними: он лидер, подчиненный или отношения строятся на демократи­ческих началах; как ведет себя в спорных ситуациях: умеет усту­пить или конфликтует. Совокупность всех перечисленных сведений необходима для того, чтобы решить вопрос об уровне школьной зрелости ребен­ка, составить представление об особенностях его личности. В процессе дальнейшего обучения наблюдения учителя стано­вятся более избирательными. С их помощью он получает данные, необходимые для решения текущих педагогических задач.

Беседа

Опытные учителя начальных классов всегда начинают изуче­ние своих учеников с предварительного знакомства с ними. Пути, приемы такого знакомства очень разнообразны. Среди них как различные очные формы знакомства, так и заочные. Большинство учителей еще задолго до начала школьных занятий считают необ­ходимым побывать у ребенка дома, в непринужденной, домаш­ней обстановке встретиться со своим будущим учеником и его родителями. Многие учителя посещают учебные занятия в дет­ском саду, где воспитываются их будущие питомцы. Уже на этом этапе они отмечают детей, которые потребуют особого внимания, пытаются найти ответы на возникшие относительно них воп­росы. Во многом здесь помогают личные беседы с родителями, воспитателями детского сада.

Из бесед с матерью или бабушкой учитель может узнать, каким родился ребенок, когда он начал ходить, какие болезни пе­ренес в раннем детстве и в более позднем возрасте, каково здо­ровье ребенка, в каком состоянии находятся его нервная система, органы чувств. В каких условиях рос ребенок, как его воспи­тывали, к чему приучали, в каком направлении пытались оказать на него воздействие, какими методами и приемами пользовались, какой был результат. Родители могут припомнить такие яркие фак­ты, характеризующие ход развития ребенка, как-то: быстро ли он; овладевал речью, проявлял ли интерес к окружающему, любил ли слушать сказки, рассматривать картинки в книжках и т.д. В беседе с воспитателем детского сада учителя должны прежде всего интересовать такие моменты, как-то: был ли ребенок актив­ным, подвижным, жизнерадостным, любил ли участвовать в твор­ческих играх, в каких именно и на каких ролях; проявлял ли фан­тазию, инициативу, сообразительность; в какой мере его действия были последовательны и целенаправленны; каковы были люби­мые занятия. Исключительно важно выяснить, как ребенок вел себя на учебных занятиях, насколько был дисциплинирован, мог ли слушать указания воспитателя, руководствоваться ими в рабо­те, спрашивал ли о непонятном, мог ли правильно оценить сде­ланное, как реагировал на оценку. Следует также выяснить, с какими трудностями сталкивался воспитатель в своей работе с данным ребенком. Если у ребенка была плохо развита речь, важно выяснить, проводились ли с ним соответствующие занятия. Если ребенок быстро раздражался, обнаруживал негативизм в своем поведении, нужно выяснить, применялся ли к нему индивиду­альный подход, в чем он выражался, какие дал результаты.

Беседу как метод изучения ребенка могут использовать и чле­ны школьного консилиума. Здесь важно обратить внимание на то, чтобы беседа проходила естественно, непринужденно, неформаль­но, ни в коем случае не походила на экзамен.

Беседа с самим ребенком прежде всего должна помочь устано­вить контакт с ним. Учителю важно понять, есть ли у ребенка психологический настрой на школу, желание учиться. Беседа дол­жна содействовать выявлению кругозора будущего школьника, спо­собности ориентироваться во времени и пространстве, раскрыть владение языковыми средствами, навыками связной речи.

Вопросы, которые могут быть заданы в ходе беседы: как тебя зовут? Сколько тебе лет? По какому адресу живешь? Как называ­ется наш город, страна, где мы живем? Какие ты еще знаешь города, страны? Из кого состоит твоя семья? Есть ли братья, сес­тры, младшие они или старшие? Где и кем работают мама, папа? Кто самый старший в доме? Какой у тебя любимый праздник, почему его празднуют? Есть ли у тебя любимая сказка, какая? (Можно предложить рассказать ее.) Чем она тебе нравится? Лю­бишь ли телепередачи про животных? Каких животных знаешь, что о них знаешь? Хочешь ли идти в школу? Как ты думаешь, будет ли там интересно? Готовишься ли к школе, как? Что бы ты хотел узнать, чему научиться в школе?

По ситуации могут быть заданы и другие вопросы; набор воп­росов может быть и сокращен.

В процессе беседы выявляется также подготовленность ребенка к школе — знание букв, умение читать, представления о составе числа, о форме предметов, величине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: