Место и роль униатской церкви на белорусской земле

Значимыми чертами белорусского менталитета также являются толерантность как терпимое и доброжелательное отношение к другим нациям, уважение мировоззрений и стилей мышления, религиозная веротерпимость, отсутствие фанатизма, формирование которых связано с тем, что в духовном сознании нации на протяжении истории наблюдалась связь языческих и христианских верований, а также мирное сосуществование на одной территории двух конфессий христианства – православия и католицизма. Более того, на долю белорусского народа выпало и такое испытание как переориентация религиозного сознания, которая имела место в период введения униатства на Беларуси, которое официально было оформлено на Брестском соборе 6-9 октября 1596 года. В литературе нет однозначной оценки данного явления. Наиважнейшую роль в организации церковной унии на белорусских землях сыграли иезуиты, деятельность которых припадает на вторую половину XVI века. Цель их деятельности было усиление позиций католической церкви, борьба с реформационным движением. Через унию иезуиты стремились привести крестьянство к католицизму спокойно, не нарушая основных традиций. Особенно активизировалась восточная экспансия католицизма с избранием Папой Римским Климента VIII, в планах которого было обратить в католицизм весь Восток.

По мнению большинства отечественных исследователей, основной целью униатства была переориентация духовной жизни Беларуси с Востока на Запад. "Фактычна аб’ядноўвалася не праваслаўе i каталiцтва, а адбываўся перавод часткi праваслаýнай царквы ва ўнияцкую. Унiя не аб’ядноўвала хрысцiян, а падзяляла рускую царкву на праваслаўную и ўнiяцкую". Как заметил М.В. Довнар-Запольский, униатская церковь "принесла на Беларусь не согласие, а разлад, вызвав религиозную борьбу". Правящие круги, униатское и католическое духовенство стремилось силой заставить белорусов принять унию. Тех, кто не желал этого, ожидали розги, тюрьмы и даже казни. Несмотря на определённые уступки и привилегии, православное население в большинстве своём не признавало унию. Против неё выступали делегации православных от вельмож и шляхты, городов и местечек, а также от простого сельского населения. Протоиерей православных белорусов в Польше К. Зноско подчёркивал: "уния не имела корней в православном народном сознании, была делом государственной политики Польши, а не церковного тяготения к Риму, и если распространялась, то только исключительно в силу насильственного её насаждения". Известный русский богослов Г. Флоровский о Брестской унии писал: "Это было, прежде всего, клерикальное движение. Уния была делом епископов, действовавших в отрыве от церковного народа, без его свободного и соборного согласия и совета".

Таким образом, наблюдая явный клерикальный уклон унии, стремление её творцов и вдохновителей использовать те или иные религиозные постулаты для достижения прежде всего политических целей, что это был прежде всего политический процесс, а не стремление идейного единения христиан.

Уточним вопрос о духовно-культурных, художественно-символических и канонических тенденциях, имевших место в белорусской культуре в период распространения униатства. Во-первых, нет никакого сомнения (и в этом сходятся во взглядах большинство историков и искусствоведов) в том, что униатство активно способствовало распространению барокко, а позднее классицизма. Стиль барокко получил распространение на белорусских землях с XVI века. Притом, что основная его ориентация была на западноевропейское искусство, искусствоведы выделяют черты сугубо белорусского барокко: вытянутость зданий вверх, завершение их не куполом (как это наблюдается в Западной Европе и России), а башнями, сочетание живописного силуэта со строгими формами крепостной архитектуры, совмещение обычной барочной декорации с местными сюжетами, этнографические особенности в одежде и быту, наделение библейских персонажей местным колоритом, прослеживается определённая связь с народным зодчеством.

Во-вторых, следует констатировать факт явной нетерпимости униатской церкви к памятникам православно ориентированной культуры, культовому искусству, особенно иконописи. Будучи противоречивым в догматико-культовых принципах, а также лишённым синтезирующих импульсов к оформлению канонической целостности и художественно-стилевой определённости, униатство оказалось неспособным выработать канонические формы и создать оригинальные высокохудожественные произведения культового искусства. И хотя есть учёные (Ю.В. Ходыко, С. Мамчиц и другие), которые стремятся показать существование в культуре Беларуси, наряду с католическим и православным, ещё и униатского искусства. Но данная точка зрения признанна несостоятельной в силу превалирования в ней поверхностного взгляда на каноническую систему русской иконописи, которая хотя и претерпела определённые деформации в белорусской иконописной школе, но всё же легла в её основу.

В целом, белорусская иконопись – уникальное явление в истории мировой живописи, продемонстрировавшее, с одной стороны, приверженность канонам (византийскому и древнерусскому), с другой – была подвержена сильному влиянию западноевропейской живописи эпохи Возрождения. А в результате большая часть белорусских икон представляют собой произведения, ярко иллюстрирующие этническое сознание, особенности быта и образа жизни белорусов.

В результате трёх разделов Речи Посполитой в конце XVIII-го века белорусские земли были присоединены к Российской империи. Колониальное положение в составе Российской империи перекрыло путь белорусской культуре к общечеловеческому признанию, но сегодня её шедевры становятся всё более известными в разных частях мира. Несмотря на крайне неблагоприятные условия, развитие белоруской культуры не прекратилось. Новым явлением в национально-культурном развитии на протяжении XIX – начала XX-го века было развёртывание белорусского национально-освободительного движения, которое имело своей целью реализацию собственной субъективно-творческой роли в общечеловеческой цивилизации. В соответствии с уровнем развития национального самосознания в развитии белорусского национального движения условно выделяют два этапа.

Первый этап охватывал период с 1794 до 1863 года и характеризовался отдельными проявлениями литературной, научной и культурно-просветительной деятельности. Эта деятельность по существу являлась стихийным протестом против игнорирования исторической самобытности белорусского этноса, его насильственной ассимиляции в форме полонизации или русификации. Научные исследования братьев Константина и Евстафия Тышкевичей, Игната Даниловича, Ивана Григоровича, Теодора Нарбута, Адама Киркора, а также литературное творчество Яна Борщевского, Яна Чачота, Павлюка Багрима, Владислава Сырокомли, Винцента Дунина-Марцинкевича, поэмы «Энеіда навыварат» и «Тарас на Парнасе» явились фактическим доказательством способности отечественной словесности к выработке собственного национального стиля, к преодолению временной «пограничной» белорусско-польской либо белорусско-русской раздвоенности на пути к национальному творческому синтезу, к выработке белорусского литературного языка.

В начале XIX века происходит становление нового белорусского литературного языка. Данный процесс развивался в общем контексте славянского национального возрождения. Однако на Беларуси он был более продолжительным, чем у сербского, хорватского, словенского и украинского народов. Развитие литературного языка, как и культуры в целом, сдерживалось отсутствием государственной самостоятельности Беларуси, а также господством в обществе мнения о том, будто бы белорусский народный язык является диалектом русского или польского языка. Свидетельством формирования нового белорусского языка стала публикация белорусских литературных произведений. Первым печатным произведением на новом белорусском языке была книга религиозного содержания «Кароткі збор хрысціянскай навукі», которая была издана в 1835 году. Однако белоруский литературный язык в XIX веке ещё не имел устойчивых графических, арфографических и лексических норм. Он не допускался в сферу официального делопроизводсва, в систему школьного обучения. Процес становления литературного языка сдерживался использованием двух графических систем: латиники и кирилицы.

Качественно нового уровня в своём развитии белорусское национально-культурное движение достигло в конце XIX-го начале XX-го века. Эпоха национального возрождения этого времени вдохновила на самоотверженную, творческую работу славную плеяду писателей, публицистов, общественных и политических деятелей: В.Дунина-Марцинкевича, К.Калиновского, народников-гомоновцев, Ф.Богушевича, Я.Купалу, Я.Коласа, М.Богдановича, М.Горецкого, А. и И.Луцкевичей, В.Ластовского, Я.Лёсика и др. Благодаря их усилиям был выработан и утверждён главный принцип национального сознания – понимание собственного исторического пути белорусского народа. Данное ими историческое, культурное, общественно-политическое и этно-территориальное обоснование реальной суверенности, самостоятельности белорусского народа и сегодня сохраняет свою актуальность, а защита языка и исторического наследия и на сегодня остаются органическим компонентом современного национального сознания. Деятельность выдающихся деятелей национального Возрождения определила сущность нового исторического периода формирования белорусской культуры и самосознания. В отличие от старобелорусской культуры, которая опиралась на универсальные мировоззренческие положения христианства, новая белорусская культура возникла на устойчивой фольклорной основе и была преимущественно крестьянской по своему происхождению.

Определённая степень суверенности БССР в 20-е годы ХХ-го века содействовала развитию белоруской культуры, что было связано в первую очередь с проведением политики белоруссизации. В конце 20-х годов происходит отход от данной политики и переход к борьбе против «нацдемов», в число которых попали лучшие предствители белоруской национальной интеллигенции: Язеп Лёсик, Вацлав Ластовский, Язеп Пушча, Максим Горецкий, Хведор Жилунович, Всеволод Игнатовский и др. В результате репрессий 30-х годов белоруской культуре был нанесён невосполнимый ущерб.

Послевоенный период характеризовался усилением тенденций русификации., которые привели к деформации национального самосознания значительной части населения Беларуси.

Качественно новый этап в развитии белоруской культуры начался в конце 80-х годов ХХ-го века. Беларусь в 1991 году обрела независимость. Создались благоприятные условия для развития белоруской культуры. Важным достижением белоруской культурологии начала 90-х гг. явилась концепция национального возрождения как исторической закономерности в развитии культуры народов, «отодвинутых» в определённый период времени с исторической авансцены, разрабатываемая В.Кононом, Э.Дубенецким и др.

Белорусская традиционная культура представляет собою один из феноменов европейской цивилизации. Таковы её исторические корни, таковой она формировалась, таковой она осталась, несмотря на неблагоприятные политические условия развития на протяжении последних столетий. В отличие от экономических и политических, формы белорусской традиционной культуры могут стать своеобразной моделью будущей европейской традиционной культуры. Развитие современной Европы идёт таким образом, что вначале укрепляются экономические и политические связи, а затем будет развёртываться процесс синтеза европейских культур. Тот культурный процесс, который для неё является ещё только ближайшим будущим, на Беларуси, благодаря специфике исторического и культурного развития, начался давно и прошёл уже значительный путь. Культурное наследие необходимо поддержать, укрепить, сделать полнокровным, обогатить, чтобы оно было фундаментом современной как непрофессиональной, так и профессиональной белорусской культуры.

В настоящее время наиболее важной задачи в сфере культуры, чем создание социально-экономических и других предпосылок для нового подъёма национально-культурного возрождения. Лишь создание конкурентоспособных и пользующихся известностью на международном уровне произведений культуры может вернуть белорусской культурной элите роль цементирующего нацию духовного авангарда и способствовать преодолению ассимиляторских тенденций в массовом сознании.

Вопросы для обсуждения:

1. Приведите примеры живого воплощения синтеза православной и языческой культур в белорусской культуре.

2. Каковы основные влияния на становление белорусской культуры?

3. Назовите признаки ассимиляции восточной и западной культур в белорусской культуре.

4. Каковы тенденции возрождения этнической культуры белорусов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: